Институт Психологии и Психоанализа на Чистых прудахФройд адаптированный для детей

Психоаналитическое понимание сказки Лилиан Муур
"Крошка енот и тот, кто сидит в пруду".

 

    В настоящем эссе будет рассматриваться сказка «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду», опубликованная в 1963 году американской писательницей Лилиан Муур.

Краткое содержание: мама отправляет крошку Енота на пруд в густой лес за раками на ужин. Он идет с удовольствием, встречая на пути старого дикобраза, большого скунса и толстого кролика, которые сеют зерно страха в нашем главном герое, рассказывая ему о том, что он слишком мал для таких прогулок и его могут ожидать неприятности.

Дикобраз и скунс предлагают помощь еноту и только кролик говорит, что он боится существа, смотрящего на него из пруда. Но енот самоотверженно идет один. Дойдя до пруда, Енот видит дерево, которое раскинулось на два берега пруда, собирается перейти на другую сторону пруда, но видит в пруду кого-то со «скорчившейся рожей», пугается и убегает назад изо всех сил. Снова встречает скунса, тот дает ему камень. Енот возвращается на пруд с камнем, замахивается и тот, кто в пруду замахивается в ответ.

Енот снова убегает и возвращается уже с палкой, которую ему дал дикобраз. Ситуация повторяется. Отчаявшись, Енот возвращается домой без добычи и в ужасе. Мама предлагает ему все же вернуться на пруд и улыбнуться тому, кто сидит в пруду. Крошка Енот сомневается, но делает так, как говорит мама и обнаруживает, что персонаж из пруда оказывается очень дружелюбный. В итоге ловля раков прошла успешно, и крошка Енот смог подружиться с отражением в пруду.

В самом названии (не обращаясь к содержанию) мы уже можем заметить наличие героя и другого объекта, что может свидетельствовать о прохождении главным персонажем первой аутоэротической фазы оральной стадии психосексуального развития («слияние»).

Сказка начинается со слов «крошка Енот был маленьким, но храбрым», что наводит нас на мысль о начале формирования психического аппарата с точки зрения второй топики Фройда. Храбрость вмещает в себе одновременно агрессивные импульсы и удовлетворение желаний, исходящих из Оно, но при этом уже можем наблюдать истоки формирования инстанции Я, которая распределяет и направляет сексуальные влечения в сторону поиска объектов с учетом удовлетворения влечений к самосохранению.

В сюжете сказки мы видим семью из мамы Енотихи и ее сына крошки Енота, отец не представлен. Еноту нужно было идти через густой лес и дойдя до пруда, перейти по раскидистому дереву на другую сторону пруда, где наловить раков. Мы можем рассмотреть данные события исходя из статьи Фройда 1920 года «по ту сторону принципа удовольствия», также опираясь на основные концепты психоанализа. Раскидистое дерево — это символичный предмет перехода от принципа удовольствия к принципу реальности, а значит к началу формирования инстанции Я.

Исследуя психический аппарат крошки-енота, мы можем наблюдать, что первичный нарциссизм нашего субъекта на достаточно хорошем уровне, чтобы запустить процесс по выходу из нарциссического единства. Символично мать отнимает младенца енота от груди и запускает таким образом попытку сепарации, теперь он должен понять, что он не всемогущ.

Крошка-енот, воодушевленный идеей о предстоящей прогулке в одиночестве, «счастливый и гордый» пошел в лес. В данном случае мы можем думать о том, что мама для нашего героя является источником удовольствия, она как зеркало, отражает его, соответственно через получение маминого удовольствия в себя, он чувствует себя счастливым. Взяв за основу концепцию Винникотта, можем предположить, что мать енота «достаточно хорошая». Она способна подстраиваться под нужды младенца и адаптироваться под его способности проживать фрустрации.

Именно это не позволяет младенцу быть захваченным реальностью и явилось основой базового доверия к миру для крошки-енота, что мы и увидим далее по сюжету. Дорога енота символично описывает путь психосексуального развития субъекта, только в сказке все начинается в обратном порядке. Сначала енот встречает старого дикобраза, у которого есть длинные и острые иголки, они его защищают от угрозы. Образ дикобраза как иллюстрация фаллической стадии развития. Иголки дикобраза как символ чего-то ценного (фаллоса), что можно потерять.

Вторым объектом на пути енота становится большой скунс, который своим богатством и защитой считает жидкость с противным запахом, которую он разбрызгивает при опасности. Скунс находится на анальной стадии развития, когда он научается управлять сфинктерами, либидинальное возбуждение направлено на выделительную систему.

И наконец третьим объектом становится толстый кролик, у которого нет зрелых защит, он боится того, кого он может увидеть в пруду. Можем предположить, что ранее он был у пруда и видел свое отражение там, но не смог справиться со страхом. Аффект трансформировался в тревогу. Кролик, чтобы избавиться от агрессивного действия влечения, проецирует страх вовне (на енота). Он предостерегает его, что в пруду сидит тот, кого нужно бояться. Уже настороженно енот подходит к пруду и видя свое отражение пугается и убегает. Таким образом происходит расщепление части Я, так как влечение, которое требует удовлетворения, приносит слишком много неудовольствия, но это неудовольствие проживается и часть Я перемещается в бессознательное (БСЗ). Символично одна часть енота в реальности (сознательное), другая в пруду (БСЗ).

На обратном пути он также встречает кролика, скунса и дикобраза. У кролика он даже не останавливается, так как то, что было воспринято енотом в опыте с кроликом оставило след неудовольствия. Психика енота ищет то, что было воспринято по принципу удовольствия. В опыте с дикобразом и скунсом было безопасно и переносимо. Мнестические следы от последней встречи с ними оставили опыт удовольствия.

Дикобраз дает ему палку, а скунс камень как противовозбуждающие элементы. На этих предметах влечения енота на время связываются. Но травматический опыт повторяется, енот снова пугается своего отражения. И чтобы не запустить процесс дезинтеграции зарождающейся инстанции Я, он вынужден вернуться к физической маме. Возвращаясь к идеям Винникотта о переносимом времени отсутствия матери на примере крошки-енота можем наблюдать, что X-время для переносимых фрустраций подходит к концу и енот теряет способность использовать Имаго матери как символ связи с ней. Чтобы избежать разрыва непрерывности жизни, ему необходимо физическое присутствие матери через X+Y, что и происходит в сюжете исследуемой сказки.

При встрече мама успокаивает енота, и он снова идет на пруд, где отщепленная часть Я возвращается в репрезентированном виде. Происходит выход за пределы нарциссического единства, он теряет мать-атмосферу, в которой был растворен и обнаруживает мать, которая стала объектом. В заключение хочется коснуться идей Рене Руссийона об опыте собирания, объединения, накопления. Одним из этапов таких опытов является повторяющийся опыт, опыт неудач.

В нашей сказке енот чувствует, что он бессилен, его попытки справиться самому рушатся о неудачи, он считает, что он все разрушил, у него ничего не вышло, но, когда происходит восстановление контакта с матерью, она не испытывает бессилие и гнев, а контейнирует чувства своего ребенка. Для ребенка это полезный опыт.

Енот получил свой опыт деструктивности, понял, что он не всемогущ, что есть другие субъекты и он не единственный, он и себя ощущает субъектом. Это и является моментом перехода от архаического уровня организации на инфантильный, связанный с анальной областью (раки на ужин как подарок маме).

Выполнила Бурченко Ирина Анатольевна

 

Список используемой литературы:

1. Винникотт Д. Игра и реальность. Институт общегуманитарных исследований, 2017

2. Фройд З. Введение в нарциссизм.

3. Фройд З. Влечения и их судьбы.

4. Фройд З. По ту сторону принципа удовольствия.

 

Раздел "Сказки"

   Другие эссе студентов 1-го курса:

   Сказка «Три медведя»

   Повторение в сказках о Синдбаде-мореходе