Институт Психологии и Психоанализа на Чистых прудахКушетка для психоанализа

Консультативный процесс и техника психоанализа.

Цели психологической помощи:

- помощь пациенту в понимании неосознаваемых защитных механизмов, мотивов, способов поведения и принятии их интерпретации;

- формирование целостной личности для более продуктивного существования в мире и взаимодействия с социальным окружением.

 

Роли и функции консультанта:

- способность к переходам из позиции сочувственного понимания и эмоционального вовлечения в позицию отстраненности и нейтралитета;

- личностная закрытость;

- умение выдерживать перенос и работать с контрпереносом; способность давать адекватные интерпретации;

- осознание собственных проблем и их возможного влияния на процесс консультирования.

 

Ожидания от пациента:

 - полная открытость;

 - готовность к длительной проработке собственных проблем;

 - воздержание от глобальных изменений в своей жизни (развода, женитьбы и т. п.) на протяжении работы с консультантом.

 

Причины для изучения психологом-консультантом основ психоанализа:

 - возможность осознанного отбора и использования психоаналитических моделей для реконструкции жизненного пути личности пациента;

 - возможность выстраивать профессиональные отношения с пациентом с учетом проявлений бессознательного: переноса, защитных механизмов, сопротивления;

 - возможность профессионально обращаться с собственным контрпереносом и обеспечивать тем самым психологическую безопасность пациента;

- возможность сознательно не использовать психоаналитические методы при отсутствии показаний к психоаналитической работе.

 

 


Техника психоанализа

 

Анализ свободных ассоциаций.

Согласно 3. Фройду, в свободных ассоциациях человек не повторяет конфликтное содержание, а регрессирует, идя по следам актуального переживания. Возвращаясь к ранним конфликтам, пациент вместе с психоаналитиком наблюдает, куда его приведет нить свободных ассоциаций.

Классическая процедура проводится следующим образом. Пациент ложится на кушетку, психоаналитик садится в изголовье так, чтобы пациент его не видел. Пациенту предлагается прийти к состоянию спокойного самонаблюдения и, не раздумывая, сообщать все, что приходит ему в голову, не поддаваясь желанию что-нибудь отбросить. В содержании свободных ассоциаций (мыслях и чувствах, снах и фантазиях) выходит на поверхность вытесненное бессознательное. В ходе свободного ассоциирования пациент учится воспроизводить травматический опыт. Сниженная сенсорная активность (психоаналитик вне поля зрения, расслабленная поза) дает возможность выразить подавленные эмоции и чувства.

Психоаналитик остается нейтральным, не занимая ни одобряющей, ни критикующей позиции. Его задача - слушать пациента, наблюдать за его речью, телодвижениями, мимикой. Во время сеанса он, как правило, молчит, даже когда пациент обращается к нему с вопросом. Когда вопрос проходит различные уровни понимания, пациент сам обретает возможность ответить на него и разрешить свой внутренний конфликт.

 

 

Ошибки (описки, обмолвки)

— это возможность проникнуть в подсознание. Они указывают нам на забытые места, на мысли, прерванные на самом важном месте, на поведение, которое постоянно бессознательно повторяется, и др. Иногда их сложно расшифровать, но свободное ассоциирование позволяет с большой вероятностью понять скрытый смысл оговорок*.

* - см. З. Фройд "Психопатология обыденной жизни".

 

Анализ сновидений.

Фройд называл сны «королевской дорогой в «бессознательное». Он рассматривал их как перевод скрытого (латентного) содержания бессознательного на язык символов. Под скрытым содержанием подразумеваются вытесненные желания. Истинное, явное содержание сновидения можно выявить при помощи сгущения, смещения и вторичной обработки.

Сгущение — это комбинация разных элементов, их наложение друг на друга в одном фрагменте сновидения.

Под смещением понимаются случайные элементы, мало связанные с главным содержанием фрагмента сна, в котором проявляется неосознанное переживание.

Вторичная обработка — процесс, в результате которого сновидение приобретает цельность и связанность путем исправления несоответствий, заполнения пробелов и др.

Психоаналитик воспринимает образы сна как ребус, загадку, которую он должен разгадать. Большинство образов, согласно взглядам Фройда, носят универсальный характер и имеют сексуальную природу. Чтобы проанализировать сновидение**, необходимо разделить его на элементы и выяснить ассоциации, связанные с каждым из них.

** - см. например З. Фройд "Сновидение и первичная сцена".

 

 

Анализ сопротивления.

Под сопротивлением понимают все эмоции, слова, идеи, импульсы, мысли, фантазии, которые противодействуют процедурам и процессам психоанализа. Например, рассказывая аналитику о своей жизни, пациент вдруг остановился и не смог сказать дальше ни слова. Эта остановка — пример сопротивления.

З. Фройд*** подчеркивал, что сопротивления больных чрезвычайно разнообразны, часто трудно распознаются, постоянно меняют формы своего проявления. В процессе аналитической терапии сопротивление выступает прежде всего против основного технического правила свободного ассоциирования, затем принимает форму интеллектуального сопротивления и, наконец, перерастает в перенос; преодоление этих сопротивлений составляет существенное достижение анализа.

*** - см. З. Фройд "Психоаналитическая техника".

 

 

Анализ содержания переноса.

Перенос или трансфер - это особый тип объектных отношений. Под переносом понимают переживание чувств по отношению к какой-либо личности, обращенных на самом деле к другой личности. Пациент реагирует на реального человека так, как будто это личность из его прошлого.

Реакции переноса наиболее вероятны по отношению к людям, которые выполняют функции, сходные с функциями родителей. Например, врачи, учителя, актеры, лидеры, возлюбленные особенно активизируют возникновение реакций переноса.

У всех людей есть реакции переноса. Аналитическая ситуация способствует их развитию. Аналитик ничего не рассказывает пациенту о себе и своей личной жизни, оставаясь экраном для его проекций. Поэтому все фантазии, чувства, влечения, идеи пациента об аналитике подвергаются анализу, интерпретации и реконструкции, позволяющим выяснить, к какому реальному объекту из жизни пациента они обращены.

Подробнее см. подборку статей о переносе и контрпереносе.

 

 

раздел "Обучение"