Психоанализ и Психосоматика на Чистых прудах Фройд адаптированный для детей

Миф о рождении Кали.

Рождение Кали

Есть несколько версий о появлении на свет богини Кали.

В одной из них - однажды, когда миру угрожал грозный демон Рактабидж, боги объединились, чтобы дать ему достойный отпор. Слившись в одну большую звезду, они взорвались. В результате этого взрыва и материализовалась родительница Кали, Дурга.

Но сила демона Рактабиджа была столь велика, что каждая капля его крови, коснувшись поверхности земли, дала жизнь новому, не менее свирепому демону. Дурга не сумела выйти победительницей из этой битвы.

В одной из версий - тогда она выплеснула всю свою боль, всё своё разочарование наружу в виде Кали. В другой - Дурга так разгневалась, что гнев вырвался из ее лба в виде Кали.

Родившись, богиня пришла в ярость и поедала всех попадавшихся ей демонов, нанизывая их головы на цепь, которую носила на шее.

Казалось, невозможно было утихомирить кровавые нападения Кали, которые теперь распространялись на всех обидчиков, и люди, и боги были в растерянности, что делать. К счастью, могучий Шива остановил разрушительное буйство Кали, улегшись на ее пути, и когда богиня поняла, на ком стоит, она наконец успокоилась.

 

Психоаналитическая интерпретация рождения Кали

С точки зрения формирования психического аппарата: «Когда миру угрожал грозный демон Рактабидж»

Это можно рассмотреть, как репрезентация сексуального влечения – неутолимая жажда заняться сексом.

«Боги объединились, чтобы дать ему достойный отпор. Слившись в одну большую звезду, они взорвались.» Это можно рассмотреть, как половой акт – «они слились» - т.е. секс, и «взорвались» процесс оргазма и удовлетворения сексуального влечения.

В процессе слияния и взрыва произошло зачатие и рождение богини Дурга – что можно сравнить с рождением ребёнка и новой психики.

Оказавшись наружи, ребёнок под влиянием многих влечений, формированием мистических следов, репрезентаций и аффектов. В процессе разрешения новых конфликтов, удовлетворения влечений и проработке поступающим импульсам, психика разделяется на бессознательную (Оно/Ид) – Кали, сознательную (Я/Эго) и сверхсознательную (Сверх Я/Супер Эго).

Некоторые видят Кали как часть нашей души, которая способна помочь расправиться с нашими демонами, обитающими глубоко внутри и парализующими нас с помощью страхов, неверных помыслов, негативных эмоций. Это в очередной раз обращает внимание на то, что Кали можно ассоциировать с нашим бессознательным – которое поглощает и хранит все наши страхи, хаос, то, что мы не можем контролировать.

«Казалось, невозможно было утихомирить кровавые нападения Кали» Можно рассмотреть, как попытки сверхсознательного контролировать действия бессознательного возникшие из-за репрезентаций, формировавшихся из-за действий, происходящих в реальности.

«Могучий Шива остановил разрушительное буйство Кали, улегшись на ее пути, и когда богиня поняла, на ком стоит, она наконец успокоилась.»

Сознательное становится между бессознательным и сверхсознательным, чтобы найти баланс.

С точки зрение формирования психического аппарата, рождение Кали репрезентация взаимосвязи между инстинктивными влечениями, внешней реальностью и внутренними моральными нормами в формировании поведения и сознания человека.

С точки зрения процесса регрессии: Действия Кали можно ассоциировать с процессом регрессии после травмирующего события, в результате которого, разрушаются границы между бессознательным, сознательным и сверхсознательным.

«Тогда она (Дурга) выплеснула всю свою боль, всё своё разочарование наружу». «Дурга так разгневалась, что гнев вырвался из ее лба в виде Кали.»

В обеих описаниях, происходит резкий может даже агрессивный или травмирующий процесс выхода.

Бессознательное высвобождается и становится неконтролируемым. Кали олицетворяет агрессию и сексуальность, Эрос и Танос, которые высвобождаются во время конфликтов или кризисов Последующие действия Кали можно сравнить с поведением человека, который на тот момент находится в состояния аффекта.

Так как она «вырвалась» или «выплеснулась» этот достаточно резкий процесс и повредил психический аппарат «Казалось, невозможно было утихомирить кровавые нападения Кали, которые теперь распространялись на всех обидчиков, и люди, и боги были в растерянности, что делать.». При аффекте возникшее эмоции доминируют человека, снижают или лишают его контроля над своими поступками.

Анализируя образ и личность Кали, можно сказать, что: Кали — это женская форма Калы, индуистского слова, означающего одновременно "черный" и "время". Кали существует вне времени, как до, так и после, и всегда. Она также находится вне ограничений добра и зла, света и тьмы. Другие имена, под которыми она известна, иллюстрируют эту связь со временем, деструкцией и творением.

• 'Сила времени'

• 'Та, кто есть время'

• 'Та, что пожирает время'

• 'Та, кто является матерью времени'

 

 

Символичен и тёмный цвет её кожи (тёмно-синий либо чёрный), это — бесконечность вселенной, изначальное, незапятнанное сознание и безграничный разум. Волосы Чёрной Богини растрёпаны и развеваются по ветру, напоминая о хаотичности миропорядка, из которого затем создаётся более упорядоченные материя и пространство. Нагота Кали имеет свое значение. В своей абсолютной, первозданной наготе она свободна от всех покровов иллюзии. Это символизирует, что она полностью вне имени и формы, полностью вне влияния иллюзии. Считается, что ее нагота представляет собой полностью просветленное сознание, не подверженное влиянию иллюзии.

Эти качества и образ все характерны описанию бессознательной.

Если Кали олицетворение нашего бессознательного, то можно предположить, что в ней находятся все подавленные желания и результаты/следы прохождения всех фаз – оральная, анальная, фаллическая и генитальная, которые возможно выражены в её образе в том числе. Вытянутый язык и жажда к крови – овладение путём поглощения даже полного поглощения так как она должна была выпить всю кровь, чтобы победить демона. Возможное стремление к успешному разрешению оральной стадии. В данном случае тогда кровь может рассматриваться как молоко.

Эту жажду можно также интерпретировать как влечение к жизни.

Черепа на шеи богини и голова, которую она держит в руке можно рассмотреть, как репрезентацию удовлетворения влечения к смерти. Меч в руке связан с разрушением и агрессией, что свойственно в анальной стадии. Тогда черепа можно ассоциировать с фекалиями, которые она также приносит в качестве подарков другим богам. Множество рук, а также отрубленные руки на её поясе – фаллическая стадия. В некоторых картинках у неё до 10 – 12 рук. Это можно ассоциировать с пенисами. В таком случае здесь или не разрешённый комплекс Электры или ей присвоен статус всемогущей силы, который ассоциируется с пенисом в некоторых культурах.

Стояние на Шиве - генитальная фаза, когда она признает Шиву своим мужем, тем самым признавая свою собственную женственность.

Некоторые считают, что Кали внутри каждого из нас. Версии этой мифологи включают окончание, в котором Кали увидев Шиву преображается обратно в богиню Дурга, подтверждая мнение тех, кто считают, что Кали в каждом человеке, тем самым склоняя к её ассоциированию с бессознательным.

В заключении – историю о Кали можно рассмотреть, как процесс формирования психического аппарата, его реакцию на сильную травму, и последующее восстановление. .

Выполнила Анигбогу Нина Ифеаниевна

 

Источники информации:

Богиня Кали - является символом разрушения

Kali - World History Encyclopedia

Три очерка по теории сексуальности, Зигмунд Фрейд 1905

Введение в психоанализ, Зигмунд Фрейд 1917

 

Раздел "Сказки"

   Другие эссе студентов 1-го курса:

   Повторение в сказках о Синдбаде-мореходе

   Сказка "Крошка енот и тот, кто сидит в пруду"