Психоанализ и Психосоматика на Чистых прудах Фройд адаптированный для детей

Эссе на тему сказки «Красная Шапочка», на тему сказки «Синяя Борода»

В сказке ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
А.С. Пушкин

Сказки неотъемлемая часть нашей жизни, испокон веков они передавались от поколения к поколению, сначала устно, потом письменно. Они видоизменялись с течением времени, современные вариации сказок носят не такой кровожадный характер, как изначальные их версии. В сказках отражается наше коллективное бессознательное, они несут архетипы матери, отца, мужского и женского начала и т.п. Кроме того, сказки носят развивающий характер, помогающий развить в ребенке воображение, терапевтический характер, в детстве они помогают ребенку переработать свои аффекты. В этой работе я хочу рассмотреть сказку «Красная Шапочка».

Существует несколько версий «Красной Шапочки», изначально сказка заканчивалась тем, что Волк съедал бабушку и Красную Шапочку. В своей работе я рассматриваю версию сказки, когда дровосеки спасают Красную Шапочку и ее бабушку.

Итак. «Жила-была очень красивая девочка, мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду в ней ходила. Соседи так про нее и говорили:

– Вот Красная Шапочка идет!

Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке:

– Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она. Но будь осторожна, говорят, в лесу появился злой волк, который может тебя съесть».

Красная шапочка символизирует взросление девушки, у матери, не чаявшей души в маленьком ребенке, появляется ревность к взрослеющей дочери, дочь уже воспринимается матерью как соперница, та молода, красива и свежа. Мать, посылающая дочь через темный лес, символизирует конфликт между матерью и дочерью, темную сторону матери, аннигилирующую мать. Образ Злого Волка символизирует образ мужчины, который носят в семье мать и бабушка. Образ опасного соблазнителя и обманщика. Не случайно же, в сказке нет упоминания об отце и дедушке, их семья состоит из одних женщин, для них образ мужчины носит губительный характер.

В лесу Красная Шапочка встречается с Волком, она заинтригована, и как все подростки, решает поступить по-своему, вместо того, чтобы испугаться и бежать от него со всех ног, она рассказывает ему, куда держит путь, вступает с ним в игру, кто первым доберется до бабушки, хочет сама познакомиться с ним. И вот, Волк первым добрался до бабушки и съел ее, бабушку поглотил образ плохого мужского начала. Когда Красная Шапочка приходит к бабушке, в процессе общения образ плохого мужского начала поглощает и девушку, бабушка знакомит ее с ним. Большие руки, большие ноги, большие уши, большие глаза и большие зубы - это страх, страх, который заставляет подальше держаться от Волка-мужчины.

Для Красной Шапочки все могло закончиться так же плачевно, как и для ее бабушки и матери, но по счастливой случайности, неподалеку проходили дровосеки, которые заподозрили что-то неладное, они убили Злого Волка, вспороли ему живот и спасли Красную Шапочку и ее бабушку. В отличие от Волка, дровосеки символизируют мужчин, они раздирают жертву своими топорами – фаллическими символами, а не поглощают ее. Поглощение объекта и помещение в живот – это больше относится к женскому началу, поэтому, на мой взгляд, Волк – это образ, рожденный первичными фантазмами. В сказке мужчины спасают Красную Шапочку, больше она не боится встретить Волка. Для нее мужчина - спаситель.

Таким образом, сказка отражает страх и неприятие женщинами мужчин, негативный выход из Эдипова конфликта у матери и бабушки Красной Шапочки, как у представительниц неполных семей. Дополнение сказки и включение в нее дровосеков показывает, что в пубертатном периоде возможно благополучно разрешить Эдипов конфликт.

Чепак М. Г. 2017 г

 


Шарль Перро, сказка "Синяя борода" (Word)

 

Синяя борода

 

    Герцог Синяя Борода почти ничем внешне не отличался от других мужчин. И только его защита-борода имела необычный синий цвет, выдавая его внутренние проблемы. Как выдают защиты особенности психического функционирования человека.

Часто, эти защиты мешают человеку установить контакт с окружающими. Герцогу его синяя борода также мешала. Увидев его, все лица женского пола в ужасе исчезали из поля зрения Синей Бороды. Этот мертвецки-синий цвет распугивал всех.

Проанализировав ситуацию, Синяя Борода решил, что нужен хороший выезд на пикник, куда пригласил много молодых людей и девушек. Он предполагал, что в общей атмосфере праздника, его защиты не будут так заметны, и это позволит ему обмануть женскую интуицию.

Так и получилось. Перверсия привлекательна! Психопат был обаятелен. Младшая дочь соседки герцога (старшая, видимо, была поопытнее) решила, что, в общем-то, защита герцога - его синяя борода - не такая уж и страшная, а деструктивные составляющие в его характере не так и сильны. Девушке очень хотелось замуж, и она согласилась стать женой герцога. В младенчестве мать надолго оставляла её одну. Разлука с мамой была такой долгой, что младенцем девочка потеряла первичный объект. Его несуществование стало для неё единственной реальной вещью. Молодая девушка бессознательно почувствовала: «Синяя Борода - это тот, кто ей «нужен».

Время шло. Цвет защит Синей Бороды сильно потускнел. Однако, деструктивность характера Синей Бороды, в свете проекций юной девы, никуда не делась. Оральные фиксации продолжали определять психотическое функционирование герцога. Его бессознательное хранило память о страшной нападающей груди и с этим страхом было связано всё женское. Женского для него не существовало. Была только пожирающая грудь матери.

Страх аннигиляции преследовал его повсюду. Тревога небытия была невыносима. Герцогу нужен был некий другой. Как сказал Пире Ланье: «Рука скользит, пытаясь зацепиться». Этим другим стали предыдущие жены герцога, которых он убивал и хранил в кладовке. Синяя Борода оказался в плену первертного компромисса между страхом небытия, открытием другого и женой. Девушка символизировала для него все женское, пожирающую мать, и он убивал ее.

Молодая жена, появившись в доме герцога, не стала там хозяйкой. Всё в доме было подчинено тотальному контролю герцога. Ключи от всех комнат были в руках Синей Бороды. Всё, что ей было необходимо, она получала только после одобрения герцога, даже пригласить кого-то в дом она не могла без его разрешения.

Далее, когда ненависть Синей Бороды к матери достигает апогея, герцог собирается убить жену и коварно заманивает её в ловушку. Он не может её просто убить, ему нужен ритуал. Сильно инвестируя комнату, в которую нельзя входить, он, по существу, подталкивает жену нарушить запрет и войти в запретную комнату.

Герцог деструктивно инвестирует фаллический символ-нож, им он хочет убить женщину-свою жену. Очевидно, одними оральными фиксациями тут дело не обошлось. Налицо сильные анальные фиксации, непринятие ни женского, ни мужского. Граф, видимо, был гомосексуален.

Лилея желание убить жену, галлюцинации герцога по поводу её убийства сменяются бредом преследования её братьями, что является для Синей Бороды концом его психической, а заодно, и физической жизни.

Гуляев С. Н. 2016 г

 

Раздел "Сказки"

 

   Другие эссе студентов 1-го курса:

   Психоаналитическое эссе на тему сказки «Аленький цветочек»

   Психоанализ сказки о мертвой царевне и семи богатырях

   Психоаналитическое понимание сказки про Колобка

   Психоаналитическая интерпретация сказки «Медведь – липовая нога»

   Эссе на сказку «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»