Психоаналитическое резюме на аниме Pandora Hearts.
Пусть эта попытка увидеть за представленным ярким действом символическое протекание психических процессов не настроит против автора романтических поклонников японских мультфильмов. Отдавая должное их красочной образности и сюжетной увлекательности, исследователь сделает несколько шагов в тёмное подземелье смысла, который может быть заложен в их основание, – общечеловеческой подоплеки. Не имея намерения изъясняться строго терминологично, автор просит считать это «зарисовкой», которая, как он надеется, доставит читателю такое же удовольствие, как и ему.
…Та храбрость, что будущее переписать могла.
Прошу, ты цепи прошлого порви,
Иди же в будущее, что так желал,
Улыбкой настоящей своей мне улыбнись.
Слова оупенинга
Как раз в день, когда центрального персонажа – Оза – ожидает процедура празднования совершеннолетия, он проваливается в яму, где находит музыкальные часы на цепочке. C литературной точки зрения это лишь некие драматические моменты, нужные для движения сюжета. Начинающему психоаналитику нетрудно увидеть за всеми этими и дальнейшими перетурбациями драму взросления.
Озу исполняется 15 лет – переходный момент, когда мальчик должен стать «мужем». В момент когда Оз поднимается по парадной лестнице, стрелки давно остановившихся в ратуше часов скрипя трогаются с места. Час пробил, отсчет пошел: все детские «конфликты» выходят на поверхность, и от их разрешенности на данный момент зависит успешность продвижения психики на следующую стадию.
И что же: часы пошли, и это означает некое «открытие пути», что способствует активации буквально «ждущих за углом» тёмных сил. В результате потасовки защитников персонажа оттесняют, а Оза сбрасывают в Бездну. Официально мальчика «посвящают» во взрослые, но внутренне он не «готов» – от этого несоответствия накопившиеся противоречия вырываются скопом, они затопляют его, и происходит «регрессия». Гладкого перехода не вышло, мальчику предстоит разбираться с собой в режиме кризиса.
Заслуживает внимания и другой персонаж – Гилберт, ровесник и слуга Оза, который не помнит своего детства и родителей.
Японцы зрят в корень; впрочем, это касается любого фильма, если в нем от происходящего протянуты ниточки в детство персонажа – тогда это сделанное с умом кино, в которое вложена сама жизнь. Тема родителей основных персонажей здесь не просто затронута, она прорезает насквозь всю ткань повествования – вся их печаль и меланхолия, позволю себе заявить (опять же с точки зрения психоанализа), продиктованы деформированными или несбывшимися отношениями с родителями, а их будущее фактически зависит от переосмысления и переработки этой трагедии внутри себя. Отец Оза для мальчика авторитет, одобрения которого он ждет. Он читает умные книги, чтобы заслужить похвалу Мастера; ему сказали, что чем лучше он будет себя вести, тем быстрее отец приедет... Но в том-то и дело, что тот особо не радует своим появлением, даже хуже того – избегает сына; в момент, когда волею обстоятельств происходит их встреча, пресловутый Мастер отталкивает руку мальчика со словами: «Не прикасайся ко мне, ты грязный» [отцу – срочно к психоаналитику]. В результате произносится сакраментальная фраза: «Такой ребенок, как ты, лучше бы вообще не рождался на свет». Ну, вот она и детская травма: отец – переступил его путь «чёрной стопой Танатоса». И хотя мальчик остается простодушно-добрым и всегда безусловно выбирает позитивный вариант действия, но определенно в его душе появляется саднящая ранка – воля Бездны.
Персонажей, которые находятся в развитии, в мультфильме трое. Интересно, что слуга Гилберт за время пребывания Оза в Бездне повзрослел и встретил того уже 25-летним красавцем. Подчеркну, что 10 лет в Бездне выглядели для Оза как один день, и вылез он на поверхность тем же 15-летним. Как мы знаем, и в жизни время для всех течет по-разному… Гилберта приняли на службу «молодому господину» потерянным оборвышем, очень грустным и неуверенным в себе. Однако в замке он обретает в лице забавно- тираничного юного сорванца не только хозяина, но и друга. Про Гилберта нам известно только то, что воспоминаний о родителях у него нет, ни о каком травматическом событии не говорится. Травма, по-видимому, все же была, она заключается как минимум в его покинутости, однако травматические подробности оказались надежно «вытеснены». «Вытеснение» – это способ бессознательной психической защиты, состоящий в стирании из памяти невыносимого опыта. Так или иначе, но эта защита работает. В отличие от погрязшего в самокопании хозяина, Гилберт «прорвался». Хотя заметим: на его взрослом лице лежит явственная печать меланхолии, а любое обращение в прошлое воспринимается болезненно – все-таки вытеснение требует затраты усилий.
Еще у нас есть Алиса, девочка по прозвищу Кровавый Кролик, неcколько потустороннее существо с потерянными воспоминаниями. Алиса встретилась Озу, когда он попал в бездну. Заключив с Озом «контракт», она получает возможность выбраться с ним наружу. При этом и на «земле» она не теряет способности превращаться в бешеное кроликоподобное существо и в таком виде сражаться с время от времени вылезающей из Бездны нечистью.
Здесь хочется отметить один примечательный нюанс: пресловутая страшная и ужасная Бездна напоминает не что иное, как детскую комнату, населенную сбрендившими игрушками. Куклы с порочными лицами мелкими бесенятами маниакально преследуют Оза, а некоторые превращаются в огромных чудовищ, не скрывающих своих каннибальских намерений. Очень просто: нашим героям пришла пора взрослеть, но выбраться из «детской» они не могут. Привычные образы детства в свете меняющегося восприятия приобретают искаженный вид. Требующая высвобождения более зрелая психическая энергия не может найти новых форм.
Итак, раз они оказались в одной «детской», значит, по-видимому, у них есть что-то общее. «Почему, ничего о ней не зная, ты хочешь быть с ней?» – «Я не могу её бросить, потому что между нами есть что-то общее...». После слов, что лучше бы это дитя, мол, «вообще никогда не рождалось», сказанных об Алисе очередным прорвавшимся наружу порождением Бездны, никаких сомнений не остается. Та же внутренняя угнетенность, подломленная уверенность в ценности собственного существования – «кролики ведь умирают от одиночества» – подавленный «эрос» – где-то споткнувшееся влечение к жизни. Тут нельзя не вспомнить слова мэтра о том, что сходятся люди с похожими внутренними конфликтами.
Этот конфликт реализуется по-разному. Деструктивные импульсы у Алисы прямо выражаются в действии – преображаясь в «Черного, или Кровавого, Кролика», она крушит все на своем пути, орудуя огромной секирой. «Позитивность» Оза имеет оборотную сторону: не позволяя себе проявления агрессивных чувств, он допускает их проявление по отношению к себе (проекция). В итоге ему замечают: «Ты всегда такой, будто тебе плевать, что с тобой станется?». Как книжный герой, кредо которого: «Я не боюсь смерти, и в этом мое оружие», который никогда не дерется и не противится насилию, – он попросту бессознательно выбирает позицию жертвы.
Итак, герои сошлись, и теперь их ведет одна цель – собрать воспоминания Алисы, в итоге чего «цепи прошлого» должны быть порваны.
Сам квест, заданный в сюжете, – поиск потерянных воспоминаний – слишком напоминает задачу психотерапии.
И тут очень хочется мельком соотнести Бездну – «чрево, рождающее Цепи», «сердце, основу мира», нечто, «содержащее в себе огромное количество силы» – с нашим «бессознательным», скрывающим истинные мотивы наших поступков и состояний. А Чеширского кота, который должен «вечно стоять на страже этой частицы прошлого Алисы, чтобы никто не нашел её», – с «цензором», не дающим бессознательному стать сознательным.
А ведь осознание, прояснение мучающих чувств и есть путь обретения себя. Алиса ищет себя через свое прошлое – тайну ее двойственности (у Алисы есть близнец, оказывающийся самой Волей Бездны) приоткроют последующие серии этой истории. Различные испытания учат Оза, что постоять за себя имеет смысл, и не только чтобы идти вперед самому. Кто плюет на себя, не сможет защитить кого-то еще. И это его собственный выбор: биться, чтобы не разбить сердца тем, кто на него полагался или верил в него!
…Хитросплетения не распутаны, сделан только один маленький шаг в глубины смысла. Но на этом пока пришла пора остановиться, до следующих серий.
Можно ли изменить прошлое? – задается вопросом один из героев, а иные пытаются или уже воплотили это буквально с помощью Воли Бездны (плача после этого новыми слезами). В нашем мире нельзя изменить прошлое, зато можно по-новому его осознать, тем самым высвободив новые силы для будущего. И на это у каждого, как и у главного героя, есть «сила раскрыть все тайны и узнать истину»,
ведь свою сказку пишем мы сами.
Раздел "Сказки"
Другие эссе студентов 1-го курса:
Психоаналитическое эссе на тему сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»
Психоаналитический анализ сказки о мертвой царевне и семи богатырях
Психоаналитическое понимание сказки про Колобка
Эссе на сказку «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»