Эдвард Мунк "Метаболизм, Мертвая мать и дитя, Крик".
Возможно одна из причин известности и популярного его картин связана с тем, что каждый из нас пережил тяжелые потери. Известно, что Мунк мучился и страдал всю свою долгую жизнь, испытывал галлюцинации, лежал в психбольнице. В целом всякое творчество автобиографично. Его картины передают нам его ужасные муки и страдания. Отец Эдварда, Кристиан Мунк, был врачом, вначале судовым, а затем – военным. С матерью будущего художника – Лаурой Катриной Бьельстад они поженились, когда ему было 44 года. Лаура Катрина была моложе супруга на двадцать лет. Родители Кристиана выступили против этого брака, считая его мезальянсом, и лишили своего сына финансовой помощи.
Метаболизм. 1916 г.
Через год после рождения Эдварда молодая семья переехала в столицу Норвегии - Христианию (с 1924 г. носящую название Осло) и поселилась в одном из беднейших городских кварталов. Лауре Катрине суждено было прожить всего лишь 33 года, но, несмотря на это, в браке у них родилось пятеро детей: Софи, Эдвард, Андреас, Лаура и Ингер. Младшая дочь Ингер родилась всего за год до смерти матери.
Лаура Катрина умерла от туберкулеза, когда Эдварду было 5 лет, практически повторив судьбу своей матери, которая также умерла от туберкулеза в молодом возрасте. Cмерть матери произвела на мальчика сильнейшее впечатление: он замкнулся в себе и почти на год потерял способность говорить. Воспоминания о матери Мунк перенесет на холст в картинах «Девочка у постели умершей матери», «Холод покойника», «Отъезд». Именно в этот период, стараясь найти другие пути самовыражения, Эдвард впервые приступает к рисованию, которое затем станет его любимым и основным занятием в жизни.
Смерть супруги отразилась и на отце Мунка, который впал после этого в «унылое христианство». В молодости он много путешествовал, был человеком мечтательным и творческим. Потом же вместо столь любимых его детьми сказок и саг он стал читать им почти исключительно Библию; за малейшую провинность подвергал жестокому наказанию. По воспоминаниям самого Мунка, отец после смерти матери сразу постарел и страдал «тысячами страхов».
Мертвая мать и дитя. 1899 г.
Мать художника, потерявшая рано свою мать сама умирает молодой, оставляя своих деток-сирот в невозможном горе, которое одного из них унесет, других сделает несчастными навсегда. Сестра Эдварда закрывает уши, она в отчаянии (позже Мунк напишет картину с таким названием). Одна из сестер умрет позже от туберкулеза, другая попадет в психбольницу. Ее Мунк напишет в "Крике".
Крик. 1893 г.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи, сестра, с которой он был очень близок; ее смерть оставила глубокую рану, которая усилила боль из-за смерти матери. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин — «Больной девочки», а также менее известной, «Весны» и — косвенно — целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Вскоре несчастье постигло и другую его сестру, Лауру: в её поведении появились странности, со временем становившиеся всё более заметными, и спустя некоторое время ей была диагностирована шизофрения.
Эдвард Мунк прожил долгую, но несчастную жизнь. Был сам слабым и болезненным от рождения, детское горе не в состоянии выполнить ни один ребенок, а Эдвард теряет мать в пятилетнем возрасте. Самым близким человеком становится старшая сестра, но и она умирает от туберкулеза в 15 лет. Эти трагедии, горе, пережитые в раннем детстве, накладывают отпечаток на характер, психику и всё творчество Эдварда Мунка.
"Мы видим пустоту, отверстие, пропасть, но без фетиша, который мог бы нас защитить или за который можно было бы ухватиться. Многие интерпретаторы видели деформированный пейзаж на заднем плане как результат крика, который распространяется на природу, но мы можем его понять и в противоположном направлении: как пейзаж, который исчезает в воронке черной дыры рта, будто крик засасывает задний фон в отверстие, суживает его вместо того, чтобы расширяться в нем. Написанный крик по определению немой, застрявший в горле; черное отверстие лишено голоса, который мог бы его смягчить, заполнить, наделить смыслом, поэтому его резонанс еще больше. Мы не только не можем услышать крик, но и человечек, странное кричащее существо, инопланетянин, не может услышать нас; у него или нее нет ушей, он, она или оно не может никого достигнуть при помощи крика, так же как он, она или оно не может быть достигнут(а/о)." - Младен Долар в книге "Голос и ничего больше".
Galerie d'Art. Edvard Munch, Alfred Kubin, Max Ernst, Joan Miro ...
раздел "Разное"
Луиза Амстронг, Уитни Дарроу "Фройд для детей"
Разные авторы "Кушетка для психоанализа"
Михаил Шемякин "Дети - жертвы пороков взрослых"
Сальвадор Дали, Рене Магритт.. Ассоциации
Эдвард Мунк "Метаболизм, Мертвая мать и дитя, Крик.."