Институт Психологии и Психоанализа на Чистых прудахФройд адаптированный для детей

Психоаналитическое исследование отказа от женского
и комплекса маскулинности у женщин.

 

    Актуальность темы обусловлена сдвигом современного мира в сторону пограничного функционирования и нарциссической проблематики, достижения принимают особую ценность, устои классической семьи подрываются: отец свергнут, все больше власти захватывает фаллическая мать, граница между полами размывается.

В этих условиях женская сексуальность является особенно уязвимой, а женская роль чрезмерно тревожной, что толкает многих женщин следовать маскулинному пути. З. Фрейд строил свою концепцию женского развития, отталкиваясь от теории бисексуальности и Эдипова комплекса. Он считал, что ключевую роль играет зависть к пенису, в последствие, преобразующееся в желание иметь ребенка.

Обнаружение девочкой собственной кастрации открывает перед ней три возможных сценария:

1. Подавление собственной сексуальности.

2. Отказ принимать кастрацию

3. Истинно женское развитие, заключающееся в принятии кастрации, отца как объекта любви и смене активности на пассивность. Если объектные и нарциссические разочарования были чрезмерны, привязанность к отцу может смениться идентификацией с ним, что приведет к развитию комплекса мужественности.

Анализ концепций других авторов позволил выделить основные причины отказа от женского пути в пользу фаллической логики развития:

1. Первая причина связана с физиологическим устройством женщин, из-за которого последние сталкиваются с вагинальной тревожностью, разочарованием собственными гениталиями и завистью к пенису. Невидимость собственных гениталий рождает у девочки страхи, фантазий об увечье и боли. Кроме того, она лишена таких привилегий мужской сексуальности как уретральный эротизм и эксбиционизм, чувствует себя обделенной и неполноценной.

В попытках справиться с нарциссическим ударом, она цепляется за фантазию обладания пенисом. Непринятие пола и тела девочки обоими родителями усугубляет этот процесс и делает невозможным либидинальное инвестирование ее женского тела. Эти идеи можно встретить в работах К. Хорни, Х. Дойч, Ф. Дольто, Д. Пайнз.

2. Вторая причина связана с разочарованием в ранних отношениях с матерью, пронизанными чувствами зависти, ревности и враждебности. Об этом говорили М. Кляйн, К. Хорни, Ж. Ривьер. Д. Макдуггал и Ж. Шассге-Смиржель описывали имаго фаллической кастрирующей матери, с которой девочка не желает идентифицироваться, идеализируя отца. Первосцена такой девочки может содержать в себе доэдипальные аспекты, например, выглядеть как поглощение матерью пениса отца. Пытаясь репарировать отца, девочка выбирает идентифицироваться с ним или его пенисом, предлагая себя в качестве протеза.

3. Третья причина связана с ролью отца. Отец может: как оказаться неспособным поддерживать женское в девочке, так и оказаться слишком соблазняющим, не способным поставить запрет, что будет вызывать у девочки чувство вины и желание отказаться от тревожной женской позиции. Согласно современной теории отказа от женского Ж. Шаффер, девочка испытывает трудности перехода к женскому по нескольким причинам: недостаток инвестирования женского обоими родителями; скрытый характер половых органов женщины, в связи с чем, женское сложно вписать в анальную или фаллическую логику; тревоги генитального проникновения.

Еще одна причина основана на теории влечений Фрейда и связана с конфликтной природой женского сексуального влечения: огромное количество либидо и сила его напора чрезмерно для Я, вызывает тревогу и желание установить контроль над влечениями Оно.

По мнению Шаффер, именно фаллическое нападает на женское: нарциссическое сверх-инвестирование пениса и мужского пола заменяет инвестирование эротического, что приводит к отказу от эротогенного мазохизма: женщина больше не хочет «проиграть» мужчине, быть побежденной им.

Практическая часть моей работы посвящена анализу героини фильма Пианистка. Эрика захвачена симбиотическими отношениями с нарциссической контролирующей матерью, в которых нет места третьему. Сильная привязанность к матери, близость к ее телесному, заставляет Эрику переживать себя частью матери, ее фаллосом, что закрывает ей дорогу к ощущению себя отдельной и открытию собственной сексуальности.

Образ Эрики рисуется нам абсолютно фаллическим: в карьере на первый план выходят перфекционизм и чувство нарциссического превосходства. Все аспекты женского: эротическое, эмоциональность, чувственность обесцениваются и считаются признаком слабости. Она выглядит безлико, а ее функционирование похоже на оператуарное: полное подавление чувств и желаний, отсутствие контакта со своим телесным.

Кастрационный комплекс, вероятно, не был пройден должным образом, женские гениталии не инвестировались либидо, в связи с чем генитальные желания несут в себе угрозу, а классический половой акт вызывает отвращение и страх. Суровое Сверх-Я, являясь прототипом матери, ставит запрет на сексуальность. Ее сексуальная сфера носит первертный характер с фиксацией на прегенитальных уровнях.

Не в силах больше справляться со страданием от невозможности любить и быть любимой, она пронзает себя ножом, фаллическим символом, который и становится тем третьим, разделяющим их с матерью. Безумие Эрики, в которое она впадает в конце фильма, является символом ее идентификации с сумасшедшим отцом, что окончательно закрывает перед ней дорогу к женскому.

Таким образом, отказ от женского может пониматься как следствие действия совокупности факторов: изначальная близость с материнским объектом повышает риск вернуться в состояние слияния, потери границ и затруднить поворот к мужчине. Различные трудности в ранних отношениях с матерью (зависть, ревность, чувство вины) могут задержать эдипальное развитие девочки и не позволить ей выдержать еще один нарцисиический удар в виде обнаружения собственной катрированности.

Женские гениталии вызывают бессознательные фантазии о своей ущербности или поврежденности. Принятие пассивной позиции вступает в конфликт с желаниями, идущими из Я женщины, а также не соответствует тенденциям современного мира.

В контексте вышесказанного довольно значимой представляется просветительская деятельность, посвященная психосексуальному развитию женщины и женской сексуальности. Важно говорить о том, что стирание разницы полов является вредным и губительным процессом, деструктивно влияющим на психику и объектные отношения. Дальнейшее изучение этой темы необходимо, поскольку может значительно расширить и обогатить психоаналитическую практику аналитиков.

 

Докладчик Екатерина Лейканд на защите выпусной работы, март 2024

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел "Статьи"