Психоанализ и Психосоматика на Чистых прудах Фройд адаптированный для детей

Диран Донабедян о «цензуре любовницы»

На своих семинарах доктор Диран Донабедян разъясняет важнейшие концепты французской школы психоанализа и парижской школы психосоматики, на которых строится клиническое понимание функционирования пациентов.

 

Д. Брауншвейг и М. Фэн: ребёнок дня, ребёнок ночи.

«Во Франции написано много блестящих психоаналитических работ, показывающих, как мать может помочь своему ребенку стать самостоятельной личностью и «почувствовать, что жизнь — это созидательное и увлекательное приключение» (МакДугалл).

Это становится возможным, если в своей психической реальности мать ребёнка находится в контакте с третьей стороной — отцом ребенка. В 1975 году Дёниз Брауншвейг и Мишель Фэн внесли существенный вклад в понимание отношений мать - ребенок, описав важное значение для матери поддержания, сохранения и развития любовных отношений со своим мужем.

В своей книге «Ночь, день» они утверждают, что в этом случае имеет место пара: жена - муж, которая важна для развития ребенка как отдельного субъекта. Если подобных удовлетворяющих любовных отношений не существует или они чрезмерно конфликтны, то мать рискует бессознательно использовать ребенка как сексуальный и нарциссический объект для самой себя. Он становится «ребенком ночи».

Если же мать хочет, чтобы ребенок психически развивался, она должна следовать его желаниям, а не он должен удовлетворять ее сексуальные потребности. Для того чтобы иметь возможность делать это, она должна любить и быть любимой, то есть быть в достаточно-удовлетворяющих ее сексуальных и нарциссических отношениях с третьей стороной — отцом ребенка. Это присутствие Третьего как раз и дает ей возможность быть матерью для своего ребенка, инвестируя в него как в «ребенка дня».

 

Формирование ритма присутствия и ритма отсутствия матери. образование эдиповой структуры.

М. Фэн рассматривает чередование дня и ночи как ритм присутствия и отсутствия матери для ребенка. Днем — с ним, ночью — с отцом ребенка. Чередование дня и ночи выстраивает не только физический ритм присутствия и отсутствия матери для ребенка. Это создает внутреннее психическое пространство ребенка, позволяющее справляться с внешними и внутренними фрустрациями (об этом в следующих постах).

Днём мать заботится о ребёнке (инвестирует в ребёнка «дня»), а ночью мать находится с отцом ребенка (инвестируя в свою личную сексуальную жизнь), а ребенок «дня» становится ребенком «ночи». Когда мать укладывает ребенка спать - она временно (на ночь) дезинвестирует ребенка и перемещает свое внимание (инвестирует) своего мужа - снова становится сексуальной женщиной для сексуального отца.

Именно это поддерживает развитие у ребенка реальной или воображаемой реконструкции родительской эротической пары, что служит, согласно Фэну, основным этапом индивидуализации младенца. Повторение дня и ночи происходит с одновременным постепенным образованием эдиповой структуры.

«Цензура любовницы» позволяет открыть аутоэротизм (благополучный и недеструктивный, если он следует после первичной нарциссической фазы, в которой мать оказывается в достаточной мере удовлетворяющей) и может послужить введением к любой фантазматической жизни.»

 

Джойс Макдугалл: уступчивый или отсутствующий отец - невозможность сепарации ребёнка от матери.

Если у матери нет мужа (отца ребенка) или любовника, с кем она может «разделить» ночь, то она не может «остановиться» в своем желании быть со своим ребенком 24 часа в сутки. Нетрудно догадаться, что такая «усиленная» инвестиция ребенка, чаще всего, превращается в «гипер-инвестицию - слияние ребенка с матерью» и не приводит ни к чему хорошему для психического развития ребенка.

Для матери, инвестирующей в «ребенка ночи», мальчик или девочка становятся бессознательной заменой мужчины-отца как объекта сексуального желания. Джойс МакДугалл отмечала, что такая мать: может оставлять у ребенка ощущение, что она относится к нему как к сексуальному дополнению или как к нарциссическому продолжению своего собственного Я, тем самым установив особую форму отношения к телесному Я своего ребенка.

Такая организация часто связана с тем, что образ пары отец -мать занимает второе место по отношению к важной единице мать - ребенок. Этому способствует слишком уступчивый или отсутствующий отец. У такого отца собственные внутренние конфликты провоцируют развитие подобных инцестуозных отношений между матерью (его женой) и его ребенком. Это подталкивает его к самоисключению из потенциально трехсторонних отношений. Тело и Я ребенка могут в этом случае стать объектами чрезмерных и конфликтных материнских инвестиций.

В итоге примитивные желания, страхи и защиты в психике ребенка возьмут верх над естественным поступательным психическим развитием ребенка (фаллически-эдиповым развитием).

 

Джойс Макдугалл: дитя желания – дитя потребности.

МакДугалл предлагает свои метафоры для «ребенка дня и «ребенка ночи». «Ребенка дня»она называет «дитя желания». «Ребенка ночи» она называет «дитя потребности». Дитя желания это ребенок, рожденный от любви женщины и мужчины и воплощающий и ожидание, что он так же как и они станет любящим и желающим взрослым и родителем.

Дитя потребности — ребенок, предназначенный для той или иной компенсации патологической психической организации матери или отца, у которых в голове, возможно, не существует никаких фантазий относительно будущей самостоятельной и сексуальной жизни их ребенка. Взрослеющий «ребенок ночи» или «дитя потребности» рискует сохранить неосознанное убеждение, что он действительно сексуальное и нарциссическое продолжение матери и, в конечном счете, не существует как отдельный человек.

Самая ранняя внешняя реальность младенца — физическое присутствие матери и её бессознательное, проникающее внутрь психики младенца. Материнское бессознательное включает в себя: ее собственный внутренний мир, отношения с реальными и внутренними родителями, а также (что очень важно для развития ребенка) — нарциссические и сексуальные инвестиции матери в отца ребенка. Проще говоря, «качество и содержание» отношений между матерью и отцом ребенка, как между женщиной и мужчиной (являются ли они любящей, инвестирующей друг в друга заботу, любовь, интерес парой или нет).

МакДугалл убеждена, что привязанность матери к своему любовному партнеру носит решающий характер для будущего развития ребенка (развития эдиповой структуры). Это в том числе проявляется в том, что мать в процессе взаимодействия с ребенком «предоставляет» ребенку нарциссические и либидинальные роли. Исполнение ребенком этих ролей призвано удовлетворить бессознательные потребности и желания матери.

 

Мои размышления о некоторых идеях концепта цензуры любовницы. Наличие третьего в жизни – залог отсутствия слияния (симбиотических отношений).

Концепция «цензуры любовницы» не стремится превратить женщину в «рабыню» ребенка и мужа. А стремится показать ценность триангулярных отношений для всех участников «треугольника»: матери – ребенка – отца.

Отца-мужа, являющегося «Третьим», «Разделяющим» между матерью и ребенком.

Третий – это тот, кто на самом деле позволяет матери на время «освободиться» от своей материнской функции, вздохнуть, если хотите, «воздух свободы», просто побыть женщиной для своего мужчины. Хорошо, если этот мужчина есть. А если его нет: ни мужа, ни любовника, ни друга?

В рамках концепции «цензуры любовницы» можно размышлять следующим образом.

Возможно, что этим третьим, «временно разделяющим» мать с младенцем, может стать кто-то Другой или что-то другое, какой-то другой интерес женщины. То, что позволит сделать первый аккуратный шаг к разделению единого психического симбиотического пространства «младенец-мать» на два отдельных психических пространства: матери и ребенка.

Когда мать может выделить время и уделить внимание только себе (инвестировать в себя), а младенец может остаться наедине со своими ощущениями, воспоминаниями о матери, тогда внутри младенца начинается процесс создания первого внутреннего психического объекта – образа матери.

Неудачи этого процесса можно обнаружить во многих историях любви - «красивых в своей драматичности», но, на самом деле, горьких, невозможных, безысходных в своей трагичности и невозможности что-либо изменить…

Ниже, один из музыкальных примеров….

«Мы с тобою похожи».

Любовь Успенская. (муз. Игорь Азаров – слова Регина Лисиц)

Много сказано слов
Но слова – это дым
Удержать и запомнить нельзя
Мы с тобой про любовь
Говорить не хотим
Просто смотрим друг другу в глаза

Мы с тобою похожи
Как две капли воды
Для меня остальное неважно
Расстояние всё же
Половина беды
Расставаться с тобою мне страшно

Где кончается день
Там тебя нет со мной
Но я слышу дыханье твоё
Если я – только тень
У тебя за спиной
Значит ты – отраженье моё

Мы с тобою похожи
Как две капли воды
Для меня остальное неважно
Расстояние всё же
Половина беды
Расставаться с тобою мне страшно
Мы с тобою похожи
Как две капли воды
Для меня остальное неважно
Расстояние всё же
Половина беды
Расставаться с тобою мне страшно.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. А. Жибо, А.В. Россохин. «Психоанализ во Франции, или как научиться жить с неопределенностью.» // Французская психоаналитическая школа. Под ред. А. Жибо, А.В. Россохина. Спб.: «Питер», 2005. С. 13-43.

 

Жигалов Денис Владимирович – магистр клинической психологии развития, психоаналитический психолог, член Ассоциации «СПП», ассоциированный член МПА, выпускник «Института Психологии и Психоанализа на Чистых прудах».

 

 

Раздел "Статьи"