Институт Психологии и Психоанализа на Чистых прудах Фройд адаптированный для детей

Н. В. Комиссарова "Любовь Эдипа и Нарцисса"

Любить, как много в этом глаголе заключено смысла, и как по-разному мы все понимаем его значение.

Нарцисс никогда не видел своего отражения до того момента, как не наклонился к ручью в жажде. Мы можем думать про отклик матери на взгляд ребенка, про его отсутствие и невозможность отражения первичного зеркала, жажду ребенком внимания матери. Когда юноша впервые видит себя, он не понимает, что перед ним его собственное отражение и влюбляется, влюбляется в образ, расположенный на водной глади, как только пытается дотронуться, образ ускользает. Так и наши пациенты Нарциссы, не получившие отклик матери в детстве, ищут свое собственное отражение в других, накладывая свое представление о первообъекте на всех встречаемых на пути.

Любовь Нарцисса обречена на одиночество и безответность, то, что сопровождало его с самого начала. Когда же в совместной жизни избранник Нарцисса начинает проявлять свои качества, отличные от качеств наложенного на него образа, происходит трагедия, понимание, что избранник – не такой, плохой, не удовлетворяющий. В этот момент не в силах справиться со столкновением с Объектом, Нарцисс бежит. Если мифический Нарцисс бежит в царство Аида в попытке спастись, и там остается прикованным к реке Стикс, то реальный современный Нарцисс также находит новое зеркало, заменяя одного избранника на другого. И пока новый избранник выполняет функцию зеркала, Нарцисс на какое-то время остается с ним.

 

История Эдипа другая. Здесь в жизни ребенка появляется как фигура матери, так и фигура отца, изначальная пара и первосцена. Эдип не знает своего происхождения, но у него есть представление о своем рождении от пары. Эдипу известен закон отца, но таковым он считает царя Коринфа, услышав предсказание оракула, Эдип бежит в страхе нарушить закон. И встречает на своем пути царя Лая, убив которого нарушает Закон, сознательно об этом не подозревая. Одержав победу над Сфинксом, Эдип получает в жены Эокасту, опять же неосознанно нарушая закон и вступая в инцестуозную связь с матерью. В наказание себе он выкалывает глаза, лишается зрения внешнего, чтобы увидеть внутреннее.

Любовь Эдипа искренняя, но разбивается о собственное бессознательное, неведомое ему самому, но хранящееся в глубине его самого. Трагедия Эдипа имеет истоки в бессознательной потребности бунта перед законом Отца, а разыгрывается во внешней реальности под прикрытием формальной законопослушной истории. Эдип – победитель, он не брал Эокасту силой, ее ему отдали. С формальной стороны все правильно и пристойно. Но потребности бессознательного создают трагедию обстоятельств, из которой невозможно выбраться.

Что же происходит с современными Эдипами?

Они в формальном поле внешней реальности находят себе пару, создают семьи, рожают детей, любят. И страдают от собственных трагедий в столкновениях внешней реальности и своего бессознательного. Выбор избранника происходит на основе представлений, заложенных восприятием первообъектов, а значит неминуемо избранник Эдипа будет напоминать его родительскую фигуру. Поскольку закон Отца запрещает инцест, то современный Эдип страдает от терзаний допустимости и доступности связи со своим объектом. Только в принятии поражения отцу и окончательного отказа от матери, объект противоположного пола и своего возраста становится доступным и связь с ним допустимой.

Древнегреческий Эдип страдал от решения Эокасты повеситься, так и современный Эдип зависим от решений своего объекта, он страдает от невозможности на них повлиять, ему приходится мириться с тем, что объект не соответствует его представлениям о нем, и от этого также испытывает фрустрацию.

Поскольку в основе психических страданий Нарцисса и Эдипа лежат разные конфликты, то при выборе Объекта они руководствуются разными критериями, а также к вопросу соблазнения Объекта подходят также по-разному. Нарциссу важно произвести феерию, ослепить избранника своим блеском, увидеть в его глазах отражение своего триумфа, восхищение и восторг. Нарцисс стремительно утопит своего избранника в цветах, обещаниях, комплиментах, обещаниях звезд с неба, возведет на трон идолопоклонства, и все это в надежде увидеть в отражении объекта самого себя, увидеть себя в этом блеске и на троне.

Эдипу же достаточно быть победителем на поле брани и боя, тогда избранница придет сама, ее отдадут в награду за подвиги. Эдипу важно заслужить любовь Объекта, искреннюю и преданную. От него будет мало цветов, слова будут не такие яркие, Эдип долгое время колеблется, взвешивая за и против, постепенно влюбляясь и любя на долгие годы. В завоевании Объекта в ход пускаются стратегии, история происходит на тонкой грани между внутренним миром и внешней реальностью, связи с Объектом образуются и внешние, и внутренние. Чем сложнее завоевание, тем ценнее становится объект.

Если Нарцисс никогда не расстается с первообъектом, он его заменяет на протяжении всей жизни, то Эдип создает с Объектом новую связь, а для этого необходимо разрушить связь с Первообъектом. И при расставании с Объектом Эдип страдает от разрушения связи.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Б. Грюнберже "Нарцисс и Эдип" // Французская психоаналитическая школа. Под ред. А. Жибо, А.В. Россохина. Спб.: «Питер», 2005

 

Эссе выпускницы Института для ателье на конференции МПА "Нарцисс и Эдип" Комиссаровой Надежды, магистра психологии, психоаналитического психолога, ассоциированного члена МПА, члена АСПП.

 

Раздел "Статьи"