Институт Психологии и Психоанализа на Чистых прудахФройд адаптированный для детей

Мухамедова Е. В. "Беременность и Стресс"

О физиологии периода ожидания ребенка написано и сказано много. При желании можно посмотреть на видео, как день за днем из двух слившихся родительских клеток развивается человек. А вот как протекает процесс беременности в психическом пространстве будущей мамы, какие чувства, страхи и фантазии настигают ее в эти девять месяцев?

 В ходе беременности существенно изменяются сознание женщины и ее взаимоотношения с миром. Зачатие ставит женщину перед задачей принятия растущего ребенка в своем теле с последующим отпусканием его. Порой это ставит женщину в состояние амбивалентности решения, с одной стороны, она хочет этого ребенка, с другой она его «ненавидит», как нарушителя границ своего тела. Зачатие вторгается в тело матери и она  вынуждена его принять. Если женщина сама была принята своей матерью, то она довольно быстро справляется с тревогой первого триместра беременности. Если женщина имела в анамнезе опыт отвержения, а именно, если ее мать хотела сделать аборт, но по каким- то причинам не сделала этого, то беременная женщина «запечатлевает» уже  в своем теле опыт отвержения и может его бессознательно транслировать  на уровне взаимодействия своего тела и эмбриона.

Первый триместр беременности, с точки зрения угрозы выкидыша, самый опасный, потому- что всплывают телесные защиты. Как будто женщина вспоминает своим телом, что ей надо выжить самой, а эмбрион является  «балластом», который можно сбросить.

Тело узнает быстрее нашего сознания, что с ним происходит и принимает «свое решение» о котором женщина , порой, может и не знать. В наш век, существуют методы Вспомогательных репродуктивных технологий, о них уже знает практически каждая женщина. Анализ крови на ХГЧ берется за 3-5 дней до предполагаемой менструации. Анализ крови показывает наличие беременности. Но менструация начинается в срок. Это говорит о том, что беременность наступила, но не смогла развиться.

 Эти и многие другие факторы имеют огромное влияние на формирование и развитие эмбриона- будущего ребенка. Гормональный фон женщины нестабилен, а во время беременности он перестраивается и регулирует вынашивание, развитие и рождение человека. Для лабильной личности это может оказаться непосильной нагрузкой и чревато серьезной опасностью дезинтеграции  личности. Если женщина во время беременности часто впадает в агрессивное или депрессивное состояние, то гормональный фон ее меняется, и это не может не повлиять на будущего ребенка.

 

Пример из практики

Молодая женщина на 24 неделе беременности, обратилась за помощью, что очень боится не доносить ребенка. В анамнезе у нее замершая беременность на раннем сроке 4 года назад и потеря двойни мальчиков на 28 неделе год назад. Сейчас подходил срок к 28 неделям и она очень волновалась. Детство она свое почти не помнила, о маме говорил, как о хорошей, но очень строгой. Когда я попросила описать свои чувства к маленькому ребенку и рассказать о нем, выяснилось, что она с ним не разговаривает, потому- что боится и представляет его уже школьником. В работе с ней выяснилось, что у нее не сформирован образ материнства, потому- что она почти не помнит маму в своем детстве и слово «мама» у нее вызывает страх, что она не справится. После психологической работы, тревожность снизилась и она смогла принять себя, как «беременная мама».

Во время беременности становится необходимой перемена образа жизни, вживание в роль «матери». Для многих женщин исход беременности и родов может быть громадным сдвигом к подлинной зрелости и возрастания самоуважения, для других – наоборот, это может быть патологическим разрешением потенциально нагруженных чувством вины ранних материнско-детских отношений.  Особенно стрессовой является первая беременность, так как она означает окончание независимого существования и начало «безвозвратных» материнско-детских отношений, поскольку отныне психическое равновесие матери становится связанным с запросами беспомощного и зависимого существа. Ее можно считать критической точкой в развитии  женской идентичности. Исследования разных направлений в основном выделяют три этапа в развитии беременности. Первый относится к началу беременности, второй обычно совпадает с началом шевелений, которое вызывает у будущей матери чувство «сродненности» с собственным ребенком и третий является заключительной фазой подготовки к родам и захватывает ближайший послеродовый период.

Наблюдения показывают, что с момента начала шевеления у большинства беременных происходит своеобразное вслушивание в свою телесность, фиксация на своих ощущениях позволяет осуществить подготовку самосознания беременной к принятию реального ребенка. В конечном итоге этим и определяется отношение матери к ребенку как к собственному, про которого она говорит: «Мой ребенок».

Другой задачей, которую женщина должна решить во время беременности и при воспитании детей, является интегрирование реальности и бессознательных фантазий, надежд и мечтаний, относящихся к ребенку. Беременность становится испытанием материнско-дочерних отношений, поскольку беременная женщина сначала бессознательно повторяет роль своей матери по отношению к своему ребенку, пока сама не сможет вести себя как самостоятельная мать. Во время беременности мать галлюцинирует о своем ребенке и в первые дни жизни младенца, пока она «влюблена» в него, как в свой воображаемый объект, она совершенная мать. Когда ей приходиться возвращаться к своим обычным занятиям, то ребенок становится боле реальным объектом, который возвращает ее к реальности. Это время манифестации послеродовой депрессии различной степени тяжести. В этот период жизни женщины наиболее важную роль играет поддерживающие фигуры, для того, чтобы помочь матери пережить потерю своей фантазии о воображаемом ребенке..

 

Доктор психологических наук, которая является родоначальником перинатальной психологии в России Г.Г.Филиппова описывает шесть вариантов стилей переживаний беременности.

         1. Адекватный. Идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций: живот  нормальных размеров; соматические ощущения отличны от состояния не беременности, интенсивность средняя, хорошо выраженная; в первом триместра возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, во втором триместре благополучная эмоциональное состояние, в третьем триместре повышение тревожности со снижением к последним неделям; активность в третьем триместре ориентирована на подготовку к послеродовому периоду; первое шевеление ребенка ощущается в 16-20 недель, переживается положительно-эмоционально, приятно по соматическому ощущению; последующие шевеления четко дифференцированы от других ощущений, не характеризуются отрицательными соматическими и эмоциональными переживаниями.

         2. Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются; живот слишком больших или слишком маленьких по сроку беременности размеров; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние в первый триместр повышено тревожное или депрессивное, во втором триместре , повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре это усиливается; активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременность, родов, послеродовый период; первое шевеление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями или, напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, переживаются с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения; дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой по поводу здоровья ребенка и себя, характерны направленность на получение дополнительных сведений, патронаж.

         3. Эйфорический. Все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности появляются осложнения.

         4. Игнорирующий. Идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления; живот слишком маленький; соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже лучше, чем до беременности; динамики эмоционального состояния по триместрам либо не наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса; первое шевеление отмечается очень поздно; последующие шевеления носят характер физиологических переживаний, к концу беременности характеризуются как доставляющие неудобство; активность в третьем триместре повышается и направлена на содержания, не связанные с ребенком.

         5. Амбивалентный. Общая симптоматика сходны с тревожным типом, особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления, характерно возникновение болевых ощущений; интерпретация своих отрицательных эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или исход беременности, родов; характерны ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучному переживанию беременности.

         6. Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями; вся симптоматика резко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена; переживание всей беременности как кары, помехи и т.п. Шевеление окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопровождается неудобством, брезгливостью; к концу беременности возможны всплески депрессивных или аффективных состояний.

         Разумеется, в каждом конкретном случае будут наблюдаться индивидуальные особенности, более или менее приближающиеся к описанным. Исследования показали, что стили переживания беременности соотносятся с ценностью ребенка для матери.

Все особенности материнского поведения имеют сложный путь развития. В психологии выделяют разные формы опыта, участвующие в этом развитии. Д.Винникотт говорит, что способность матери «быть достаточно хорошей матерью» формируется на основе ее опыта взаимодействия ее с собственной матерью, в игре, во взаимодействии с маленькими детьми, а также в процессе собственной беременности и материнства. В Китае существует поговорка, что девочка не станет хорошей матерью, если не будет любить своего будущего ребенка с детства. Самыми решающими считаются отношения с собственной матерью и семейная модель материнства. В зарубежной психологии выделилось самостоятельное направление, предметом которого являются материнско-дочерние отношения.

Душевное состояние матери передается ребенку, находящемуся в утробе, посредством химических соединений. Когда мать ведет ласковую, заботливую беседу или слушает приятную музыку, ее мозг испускает вещества, отражающие спокойствие и комфортное состояние.

Эмоции матери сопровождают все ее действия, они позволяют ребенку ориентироваться в ситуации, в которой ему еще не ясны связи и деятельность матери и происходящие с ним самим события.

Каждой беременной женщине необходимо определить источники возникновения стресса и найти эффективный способ их устранения. Любая женщина, беременная она или нет, способна справиться со стрессом, если она здорова. Наличие поддержки в этот период со стороны супруга, членов семьи, друзей и других близких людей также помогает справиться со стрессом, а это является основным критерием благополучия протекания беременности.

 

Пример из практики

Молодая женщина, попадает в отделение патологии беременности на 23 неделе беременности в экстренном порядке с диагнозом «холестатический гепатоз», при котором наблюдался сильнейший зуд всего тела. В процессе психологической консультации выяснилось, что накануне женщина сильно поругалась со своей матерью и наутро проснулась от того, что расчесала себе во сне руки до крови. На момент проведения консультаций была уже 29 неделя беременности, но в связи с тяжелым состоянием стоял вопрос об экстренном родоразрешении. Терапия продолжалась в течении двух недель с частотой два раза в неделю по часу, в результате женщина доносила ребенка до 37 недели  и родился здоровый малыш. У пациентки были сложные взаимоотношения со своей собственной матерью и они обострились в период беременности молодой женщины. Как только происходил вербальный конфликт с матерью, на бессознательном уровне, отвергалось свое собственное материнство. Ее собственный организм отвергал ее , как мать ( слова самой женщины ) и боролся с ней, а ребенка старался сохранить. Ее собственная ценность, как ребенка в глазах ее матери, была невелика и поэтому она сама для себя никакой ценности не представляла.

Стрессовая ситуация – это серьезное испытание, как для самой беременной женщины, так и для малыша и это должна понимать не только сама женщина, но и те, кто ее окружает в этот период жизни . Очень часто бывает так, что беременная даже не замечает, что она находится в условиях постоянного стресса. Она настолько к нему привыкает, что воспринимает все свои страхи и переживания как должное. А тем временем постоянные стрессы во время беременности ведут свою разрушительную работу изнутри. Поэтому каждая будущая мама должна уметь анализировать своё состояние и обращать внимание на главные симптомы стресса.

Есть женщины, рассказывающие о сильнейших стрессах, перенесённых ими во время беременности, которые совершенно никак не повлияли на состояние их малыша и на роды. Это весьма спорные ситуации, так как последствия могут проявить себя гораздо позднее — проблемы могут начаться у ребёнка в школьном или переходном возрасте, когда происходят серьёзные изменения в психике ребенка. 

 

Мухамедова Елена Валерьевна.

Раздел "Статьи"

 

   Другие статьи преподавателей и студентов института:

   Психоаналитическое резюме на аниме Pandora Hearts

   Психоаналитическое эссе на тему сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

   Психоаналитическое понимание сказки про Колобка

   Проекции и контрперенос в работе с подростком

   Эссе на сказку «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

   Депрессивные личности

   Я чувствую – значит Я существую!