Я. Л. Обухов "Суицид с позиции психоанализа"
Анализ причин, приводящих к суицидальным желаниям и суицидальным действиям, позволяет выделить несколько видов суицидальных тенденций. Немецкий психоаналитик Х. Штирлин различает два типа самоубийств: так называемое “отцовское самоубийство”, связанное с сильной яростью и необычайной деструктивностью, символизирующее кастрацию, и так называемое “материнское самоубийство”, символически означающее воссоединение с матерью, возвращение в утробу матери (мать-земля примет, даст покой и счастье) (Stierlin H., 1980).
Другой исследователь – Юрген Кинд – выделяет шесть типов суицидальных тенденций:
Стремление к самоубийству может иметь антифузионарную функцию, т. е. человек через самоубийство пытается избежать слияния с другими людьми и сохранить свою уникальность. Для таких людей характерно, что в обычной жизни они всё время режутся острыми предметами, ножами, ножницами. В этом проявляется их бессознательный страх слияния. Антифузионарные суицидальные тенденции обычно встречаются у людей с пограничными нарушениями, находящимися на уровне Borderline.
Стремление к самоубийству может иметь фузионарную функцию, т. е. человек через самоубийство пытается символически слиться, воссоединиться с матерью. Мать обычно символизирует мать-земля и природа в целом. Такой тип суицидальных тенденций обычно характерен для людей с нарциссической структурой личности. Яркий пример – судьба и смерть на дуэли-самоубийстве М.Ю. Лермонтова.
Стремление к самоубийству может иметь характер манипуляции объектом. Человек заявляет о намерении совершить самоубийство, осознанно или бессознательно преследуя цель контролировать объект – своих близких. Таким образом человек борется за то, чтобы объект «не ушёл», чтобы «пленить» объект. Обычно такого человека начинают отговаривать, говорить какой он хороший. Это ему и нужно, чтобы повысить свою самооценку и представленность (репрезентацию) в жизни других людей. Подобные суицидальные тенденции характерны для людей с истерически-невротической структурой личности.
Суицидальные тенденции могут быть в рамках депрессии. При депрессии происходит обращение агрессии против собственной личности, что и становится причиной желания совершить самоубийство.
Стремление к самоубийству может быть следствием архаически-садистических тенденций СВЕРХ-Я, характерных для тяжёлых личностных расстройств. Причем суицидальные желания могут в таких случаях возникнуть совершенно неожиданно на вершине хорошей карьеры, при полном видимом благополучии.
И последний тип суицида, характерный для наиболее зрелого уровня развития личности, – это самоубийство как «сведение счётов с жизнью» или «подведение баланса». Наиболее частые причины такого самоубийства – это долги, позор семьи, стыд, неизлечимая болезнь. В последнем случае помощь в осуществлении самоубийства иногда оказывает врач. Этическая допустимость эвтаназии широко обсуждается в обществе.
Отношение детей к смерти и возможному самоубийству меняется в зависимости от возраста ребёнка. Как считают немецкие исследователи Герхард Брауне и Герман Польмайер (Braune G.; Pohlmeier H., 1993), у детей до 5 лет нет еще устойчивого представления о смерти как о чем-то необратимом. Умереть означает для ребенка в этом возрасте продолжать существование в какой-то другой форме. Хотя в 5 лет ребенок уже имеет представление о расставании, на смерть он реагирует скорее со страхом и протестом, однако, и с некоторым любопытством. Внутреннее и внешнее еще окончательно не разделены для ребенка. У детей этого возраста еще нет конкретного понятия о времени. Слова “навсегда”, “конец” или “окончательно” еще полностью ими не осознаются, собственную смерть ребенок этого возраста отрефлексировать еще не может. Не может он также понять и экзистенциальное значение смерти. Ребенку кажется, что смерть – это что-то вроде сна. Ему кажется, что после похорон люди еще каким-то образом живут в гробу. В то же время ребенок начинает понимать, что “жизнь после смерти” отличается от обычной жизни.
Старший дошкольник имеет достаточно четкое представление о смерти. Часто речь идет о персонифицированном представлении, когда смерть предстает в образе скелета или привидения с косой.
В младшем школьном возрасте появляются моральные представления о смерти. Часть детей этого возраста считает смерть наказанием за зло. Другая часть детей относится к смерти как естественному концу жизни.
Наконец, только подростки полностью осознают неизбежность и окончательный характер смерти. Подросток имеет моральное и экзистенциальное отношение к смерти. Подросток уже полностью может отличить «Я» от реальности. Он уже способен понять существующие в обществе концепции смерти. Подросток может относиться к смерти спокойно и трезво как к естественному концу жизни. В других случаях он может занимать явную защитную позицию, представляя, например, суицид как возможность наказать родителей или жертву ради высокой идеи.
В чем же причины возникновения суицидальных желаний у детей? Прежде всего это крайне низкая самооценка и недостаточная любовь к себе, что, в свою очередь, обусловлено дефицитом любви со стороны родителей. Подростки чаще всего связывают свои проблемы с семьей, школой, изучаемой профессией, расставанием с другом или подругой, насилием, наркотиками. Причинами, которые могут привести подростка к желанию покончить жизнь самоубийством, могут быть несчастная любовь, болезнь, плохие оценки в школе. Конечно же, есть и более глубокие причины, которые при определенном поводе могут привести к угрожающим жизни кризисам. В основном подростка мучают вопросы: “Кто я?” “Каким я должен быть?” “Кем меня считают?” Если у подростков нет положительного отношения к себе, они не ценят в достаточной мере жизнь и готовы с ней расстаться. Чувство покинутости и обиды, ощущение беспомощности заставляют их стремиться только к одному – чтобы это, наконец, закончилось.
Необходимо различать между суицидальными попытками, которые часто направлены на привлечение внимания к себе, и завершенными суицидальными действиями. Суицидальные попытки совершают или грозят совершить чаще всего подростки, причем девушки в возрасте от 14 до 17 лет совершают попытки самоубийства или собираются это сделать в три раза чаще, чем юноши того же возраста (Braune G.; Pohlmeier H., 1993). В то же время, две трети от общего количества реально совершенных самоубийств приходятся на юношей [там же].
Каждая попытка самоубийства имеет свои причины, свою историю, в которой задействованы многие люди. При этом агрессия и злость направляются уже не во вне против других людей, а во внутрь - против самого себя.
В подавляющем большинстве случаев склонные к суициду люди заранее заявляют о своих суицидальных намерениях. Подростки делают это самыми разными способами: бросающимся в глаза поведением (например, прогулами в школе, убеганием из дома), внешним видом и манерами (например, изменением отношения к еде), вербальными высказываниями (“Я хочу к (умершей) бабушке.” “Мне все это надоело.” “Я хочу умереть.” “Я не хочу больше жить.”) [8]. Другие способы выражения суицидальных наклонностей могут иметь символический характер: рисование черных крестов с толстыми перекладинами, черных стрел, могил, черных цветов, пронзенных сердец, окровавленных ножей. Такие рисунки чаще всего повторяются в прощальных письмах подростков. Наиболее типичный для склонности к самоубийству спектр цветов в рисунках – черный и красный.
Больше всего родителей должны насторожить реальные практические шаги детей и подростков по подготовке суицидального действия, например, собирание таблеток из домашней аптечки.
Ряд исследователей (Braune G.; Pohlmeier H., 1993; Hommen C., 1989) описывают три стадии приближения подростка к осуществлению суицидальных намерений. В первый период времени самоубийство кажется лишь одним из возможных решений сложных проблем. Если ситуация приобретает критический характер, ребенок может решиться на самоубийство, которое может казаться ему единственно возможным выходом. На втором этапе ребенок активно занят продумыванием возможного самоубийства. Взвешиваются все “за” и “против”. На третьем этапе решение о самоубийстве уже принято. Ребенок продумывает конкретный план, прощается с жизнью и близкими людьми.
У детей и подростков, склонных к суициду, обычно значительно заужено восприятие. Часто они уже потеряли надежду на изменение условий своей жизни. Ситуация воспринимается как неконтролируемая, угрожающая, непонятная, внушающая страх. Сам себя ребенок воспринимает беспомощным. В процессе психокоррекционной работы это проявляется в образах, рисунках и сновидениях детей и подростков. Часто ребенок видит или ощущает себя в черном туннеле или замкнутым в узкой трубе. Спираль может обвивать ребенка и затягивать его в бездну, в никуда. Мысли все время возвращаются к одним и тем же обидам, разочарованиям, самоупрекам. Ребенок переживает “нарциссический кризис”. При этом для склонных к суицидальным действиям детей и подростков характерен неадекватно завышенный уровень притязаний как по отношению к себе, так и по отношению к другим. Ребенок не в состоянии соответствовать своим же собственным ожиданиям и требованиям. В свою очередь, столь высокий уровень притязаний и идеалов является следствием неправильного формирования «Сверх-Я» в условиях неадекватно завышенных требований и ожиданий родителей.
Вопросы психологической помощи детям и подросткам, испытывающим суицидальные желания, широко обсуждаются в специальной литературе (Braune G.; Pohlmeier H., 1993; Василец О., Обухов Я., 1998). Среди используемых методов психодиагностической, психокоррекциионнной и психотерапевтической работы особенно эффективным показало себя применение методов символдрамы.
Литература
Василец О.; Обухов Я.: Если ребенок не хочет жить…, Народное образование, 1998, № 9-10, с. 15-18
Braune G.; Pohlmeier H.: Lebens- und Todesphantasien bei Suizidpatienten. In: Leuner H. [Hrsg.]; Hennig H.; Fikentscher E. Katathymes Bilderleben in der therapeutischen Praxis, Stuttgart ; New York ; Schattauer 1993, S. 78-83
Hommen C.: Mal sehen, ob ihr mich vermisst. Reinbek: Rowohlt 1989.
Stierlin H.: Eltern und Kinder. Das Drama von Versohnung und Trennung im Jugendalter. Frankfurt a.M.: Suhrkamp 1980
Раздел "Статьи"