Институт Психологии и Психоанализа на Чистых прудах
О нас События Обучение
Новости Преподаватели Отзывы

Отзывы о работе института


... Без фрустрации нет развития. В свете статьи Фройда «Положение о двух принципах психической деятельности» можно добавить - развития нет и без первичного удовольствия младенца. Именно оно помогает в дальнейшем выдерживать разочарования.

Тема влечений нашла свое развитие и имеет твёрдую опору в современном франкоязычном психоаналитическом мире. Подход основан на первой топике (бессознательное, предсознательное и сознание) и на первой теории влечения. Философские традиции внесли вклад в образ мышления франкоязычных психоаналитиков, что сближает их исследования, с порой, абстрактным стилем письма Фройда. Кроме того, ранние работы Фройда были переведены на французский язык, поздние же с неким запозданием. В этом есть свои плюсы. Это некая задержка стала толчком для развития французской психоаналитической школы. Интерес к метапсихологии во Франции стал расти после призыва Лакана:

« … назад, к Фрейду».

Постепенно внимание переместилось ко второй топографической модели Фройда, но при этом французские психоаналитики не отказались от более ранних его достижений. В этой связи звучит имя А. Грина и его работы по пограничным состояниям. И связь со статьёй Фройда «Положение о двух психической деятельности» очевидна. Пограничный ребёнок - это тот, у которого есть трудности с безбрежным удовольствием и сильными фрустрациями в начале жизни. Трудно развить мышление в такой ситуации. Это неблагоприятным образом влияет на эмоциональное развитие, прохождение эдипова периода, делая приоритетным стилем жизни действие вместо думания.

Это и Д. Анзье и его труды о коже, как о телесном Я.

Это П. Ракамье с его исследованиями о психозе, который, собственно, есть отказ человека от принципа реальности.

И корнями уходит в начало жизни и метаморфозам там, к нему пришедшие.

Это и создание новой школы психосоматического мышления, инициированной Пьером Марти в середине прошлого века. Она развилась на основании долговременного психоаналитического наблюдения за пациентами с психосоматическими нарушениями. Новая школа сошлась на едином взгляде основателей Парижской школы о нехватке и недостаточности в функционировании бессознательного. До этого считалось, что в симптомах таких больных ничего нельзя узнать психоаналитическим наблюдением. А кроме того, симптомы неразрывно связаны с самим психосоматическим явлением.

По мнению Фройда влечения в своем развитии берут начало в теле, и проходят сложный путь от телесного возбуждения до психики. Отталкиваясь от теории влечений Фройда психоаналитическая психосоматика лежит на двух идеях:

- непрерывность соматопсихических и психосоматических влечений;

- энергетическая непрерывность между соматическим и психическим миром.

Клод Смаджа, французский психо-аналитик, на одной из лекций в Институте Психологии и Психоанализа на Чистых прудах, где я сейчас учусь, сказал:

«Наблюдения по поводу травматического невроза в сочетании с телесной травмой или невротическое состояние, в сочетании с травмой, в частности, соматического характера, обнаруживают более динамическую нехватку, потому что речь идёт о нехватке, следующей за стиранием психической экспрессивности. Что касается соматических нарушений, появляющихся вследствие разьединения влечений, то они раскрывают всю широту деконструкции вследствие разделения. Концепция нехватки должна подниматься в свете другой концепции – концепции негатива. Я считаю, что психосоматика является царской дорогой для понимания негатива и негативности влечений».

Очень полезным, для меня во всяком случае, было то, что первая лекция первого триместра обучения о современной психосоматике. Стал виден смысл дальнейшей структуры курса. Изучение важнейших статей З. Фройда чередуется с лекциями о функционирования психосоматического пациента.

Открыла для себя, насколько интересно читать Фройда.

Отрывок из Эссе по работе З. Фройда "Положение о двух принципах психического функционирования"

Программа повышения квалификации: "Основы современной психосоматики".

 

Ольга Енина, май 2023

Пару лет назад с началом пандемии я решила поучиться психоанализу в Институте психоанализа на Чистых прудах. Начав с освоения теории, я поняла, что мне хочется начать свой анализ. Я очень благодарна своим транзактным учителям и психотерапевтам, но я сказала своему на тот момент терапевту, что в том месте, где вы говорите, что я снова хочу на ручки/или хочу сисю иными словами, я поняла, что в той модальности это как будто одна точка на карте или просто констатация факта, а мне хотелось остановиться в этом месте и говорить об этом, развить эту тему. Как будто внутри этого желания на ручки (психологи знают, что это желание материнской груди), того самого утешения (контейнирования), которого не хватило видимо в детстве, как будто внутри целый мир, который хотелось изведать.

⠀ Не торопитесь крутить пальцем у виска, я сама сочла бы подобные рассуждения близкими к помешательству, однако метод свободных ассоциаций, пропагандируемый Фрейдом, просит отбросить цензуру и говорить именно то, что нам приходит в голову. Ок, не в соцсетях, а в кабинете терапевта, но сейчас, спустя несколько курсов, изучающих теории Кляйн, Биона, Ферро, Винникота и подкреплённых семинарами и супервизиями современных звёзд психоанализа, я могу сказать, что Алиса с ее страстью к познанию мира была права. Там и правда существует целое настоящее Зазеркалье, внутренние миры, которые иногда показываются нам своим краешком в снах, в отношениях с другими, проявляются в общем бессознательном поле самым чудесным образом.

И если поначалу мне казалось, что это слишком, то сейчас в разговоре с коллегами об интересном клиентском случае, хорошая грудь соседствует с плохой, а иногда ее функции переносятся и на пенис в инвертированном Эдипе)

 

Екатерина Романова студентка института, май 2022 г.

Однажды я смотрела фильм с размеренным, будничным сюжетом, он погружал в свою реальность, как вдруг внутри сцена насилия, жёстче которой я ничего не видела. После я много раз задавала мыслено вопрос к режиссёру: За что?

Недавно я смотрела психоаналитическую конференцию на тему татуировок, почему человек их наносит, что они значат для него. На ней один докладчик, среди достаточно ровного доклада, без дополнительного объявления, включил материал ужасный по своей форме и содержанию, включил и оставил его трансляцию на несколько минут, хотя там и короткий фрагмент был бы достаточно красноречив. По своему воздействию это было также, как в том фильме: мощно, сильно, разрушительно.

Но изучение Психоанализа вывело меня из ловушки суждений: За что? И режиссер и докладчик на конференции, как и люди наносящие татуировки, так справляются с напряжением внутри себя. Они как бы показывают, каждый своим способом: «Мне было плохо! Мне было больно!»

Сейчас важная неделя поста, когда многое видится многомернее и глубже. Православная религия учит любить врага своего. Психоанализ так или иначе говорит об этом же: Враг твой есть отражение твоей психической жизни. Изучай, принимай, размыкай травмы. Психоанализ про любовь к себе, к своему ближнему, к жизни.

И если уж и изучать, интересоваться этим инструментом, направлением, то в Институт Психологии и Психоанализа на Чистых Прудах

здесь тихо, спокойно, без надрыва о важном. Тут можно исследовать свою реальность, под новым углом. Вот эта способность видеть по- другому - дорогого стоит и определяет гибкость психики, ума. В институте дают возможность исследовать свою реальность, вводят новые ее формы. Люблю это место всей душой! Пусть ещё кому-то повезёт открыть его!

Психоанализ прививает, передает, созидает милосердие. Я перестала задавать вопросы режиссёрам своих сюжетов: «За что?» Психоанализ учит милосердию к себе и я задаю вопрос: «Почему меня это так цепляет?» Нахожу связь, и если нахожу, то отпускаю зажим. После того, как есть возможность себя понять, услышать рождается смысл экспромта жизни, в которой каждый режиссер имеет право на свою реальность.

Благодарю создателей института и всех, кто причастен к этому прекрасному проекту. Лариса Фусу Аурелия Коротецкая

А все началось с пытливого ума Фройда, с его «внутренних невыносимостей» и жажды познать, исследовать их глубину. Где бы вы ни были сейчас: Спасибо!

 

Ирина Чехова студентка института, апрель 2023 г.

По следам прошедшего в Институте Психологии и Психоанализа на Чистых Прудах семинара 22 апреля 2023 г под руководством Марьяна Николаевича Фусу на тему "Концепция дезорганизации в психоанализе и нейронауках. "

...Пьер Марти , в частности, говорил, что для него важно было рассматривать идентификации ретроградных движений Я, но не все процессы он относил к фройдовскому понятию регрессии. Он вводит термин "прогрессивной дезорганизации". Пьер Марти писал: я встречал регрессии при которых способность быть в отношениях деградирует на более архаические уровни, вплоть до соматических состояний, которые одновременно могут стать зонами фиксации....

...Как написано в религиозных текстах "Бог есть Любовь", дыхание жизни, которое оживило глину, оживило и наполнило физическую субстанцию. Это количество любви в физической субстанции (соме) имеет ограниченное количество. Чем ее меньше тем больше сома превращается снова в "глину". Когда ресурс полностью иссякает все становится снова мертвой глиной. Возвращатся в первоначальное состояние.

...Важно понимать не только количество либидо, но и качество либидинозного потенциала...

...Жизнь соответствует процессам организации, во всех ее разнообразных проявлениях...

...говоря об оператуарном мышлении, Клод Смаджа пишет о дезобъектализации, при котором Я пребывает в оператуарном функционировании и находится в административной реальности...

При состоянии прогрессивной дезорганизации человек может потерять свои психические качества и превратиться в подобие машины или автомата (робота). В таком случае не дольше жизни влечений, но присутствует лишенное жизни, дезобъектализующее существование... Благодарю Мариана Николаевича за интересный, полезный, глубокий семинар. Отдельная благодарность Институту за организацию семинаров. Спасибо за ваш труд.

 

Павел Грабовый (выпускник Института, программа «Теория и техника современного психоанализа»

Хочу выразить благодарность Институту за просветительскую работу, которую ведут его сотрудники.

Считаю, что психоанализ «прочищает» мозги, которые у всех нас перегружены предрассудками, устаревшими понятиями, неправильными представлениями, засорены многочисленными обломками психологических, информационных, пиаровских, репутационных войн, ведущихся в информационном пространстве. Засорены бесконечными травмами личной и национальной истории. Да и мало ли в нашей собственной жизни всяких войн между родными, между семьями и друзьями (часто уже бывшими)? Зря, что ли, Карл Маркс сказал: «Насилие – повивальная бабка истории»? Наша жизнь превратилась в непрерывное разгадывание загадок, поиски ответа на то, что реально происходит вокруг: где фейк, а где правда? Мы зачастую находимся в тупике: как понимать окружающих нас людей, не говоря уже о публичных персонажах? Так вот, спасибо психоанализу, дающему нам необходимые ориентиры для понимания действительности наших собственных мыслей, чувств, поступков, и какого-никакого понимания поведения окружающих. По-моему, мы все нуждаемся в некой внятной «системе отсчета», которая бы позволяла уравновешенно смотреть на происходящее вокруг. Я благодарна психоанализу, который предоставляет такую систему отсчета. Недаром говорят: «Все в голове» («разруха в головах» и т.п.). Спасибо Институту за то, что его сотрудники развивают нам «голову». Развивают эмпатию, способность понимать самих себя, свои эмоции. Ведь без этой способности никогда не поймешь других.

Не могу не согласиться с Аурелией Ивановной, когда она говорит, что пройти личный анализ – это лучший подарок нашим детям. Благодарна Ларисе Ивановне за все ее лекции и семинары. Благодарна всем сотрудникам Института за их помощь, за их вклад в развитие осознанности у всех тех, кто приходит учиться в Институт. Глубоко убеждена: чем больше людей познакомится, хотя бы поверхностно, с психоанализом, тем лучше станет жизнь человечества. С моей точки зрения, психоанализ как жизненная философия дает понятную картину необыкновенно сложной и противоречивой человеческой природы, позволяет принимать (или хотя бы до некоторой степени понимать) всю реальность вокруг нас, и благодаря этому дает надежду на выживание человечества.

Спасибо психоанализу! Спасибо Институту!

 

Маргарита Филиппова Кандидат филологических наук

em

Еще 2021-22 г..

Видеоотзывы 2017 г


С большой благодарностью слушатели  третьего курса заочного обучения по программе "Теория и техника современного психоанализа" обращаются к  руководству Института, преподавателям и сотрудникам. Мы очень рады быть студентами "Института Психологии и Психоанализа на Чистых прудах. С огромным удовольствием присутствуем на семинарах и слушаем уникальные лекции по психоанализу и психосоматике. Обучаясь в Институте , мы чувствуем как меняемся сами. Подходит к концу наше обучение, но знания и отзывчивые люди института останутся в наших сердцах навсегда. С большим удовольствием будем и дальше посещать семинары, которые организует Институт!

Отзыв студентов 3 курса заочного отделения по психоанализу, 25 января 2016 г.

Хочу выразить слова благодарности, создателям, руководителям и преподавательскому составу за открытость, щедрость и дружелюбие в отношениях с единомышленниками, в общих целях - продвижения и развития психоанализа в России...

Отзыв Алексея Савченко, 18 ноября 2015 г.


2015-16 г

 

раздел "Обучение"