Психоаналитическое образование
Внимание! Идет набор студентов по программам (см. ниже) очно-заочной и дистанционной форм обучения, дополнительная информация по телефону или почте.
Отправьте заявку на обучение, с вами в течении 10 рабочих дней свяжется методист.
Регулярно открываются группы дистанционного (заочного обучения) по программам:
- Теория и техника современного психоанализа;
- Основы современной психосоматики;
Если вас интересует обучение в области психоанализа и психосоматики, мы ждем ваши заявки.
«Теория и техника современного психоанализа»
e-mail: ipip6281171@yandex.ru
Форма обучения: очно-заочная (вечерняя).
Стоимость обучения, за год: 125 000 руб.
Возможна оплата частями (ежемесячно), только безналичным платежом на счет института, по указанным реквизитам в договоре и приложении (график платежей).
«Теория и техника современного психоанализа»
Форма обучения: дистанционная.
Стоимость, за год: 58 000 руб.
Возможна оплата частями по 14 500 руб. один раз в три месяца, только безналичным платежом на счет института, по указанным реквизитам в договоре и приложении (график платежей).
«Основы современной психосоматики»
e-mail: psihocoma2@yandex.ru
Форма обучения: дистанционная.
Стоимость, за год: 58 000 руб.
Возможна оплата частями по 14 500 руб. один раз в три месяца, только безналичным платежом на счет института, по указанным реквизитам в договоре и приложении (график платежей).
Ниже представлены программы обучения студентов в нашем институте и Centre d'enseignement et de formation de psychosomatique ( CEFP ) Center for Teaching and Training in Psychosomatics ( Центр обучения и подготовки специалистов по психосоматике. Париж, Франция )
1 учебная программа
ТЕОРИЯ И ТЕХНИКА СОВРЕМЕННОГО ПСИХОАНАЛИЗА
Категория слушателей — для лиц с высшим образованием.
Срок обучения — 500 академических часов; 2 года и 6 месяцев.
Форма обучения — очно-заочная.
Режим занятий — два раза в неделю по четыре академ. часа.
Обучение включает в себя систематические аудиторные занятия (лекции, семинары) в течение всего учебного года.
Форма контроля: зачёты и экзамены.
Описание 1-й образовательной программы по темам:
1. Введение в психоанализ. Психоаналитическая метапсихология
Введение в область практической психологии, клинической психологии и психоанализа, психотерапии и психологического консультирования. З.Фройд – основатель психоаналитического метода – психоанализа, психоаналитической науки и практики. Базовые психоаналитические концепции, школы и направления. Психоаналитическое движение в мире и современной России. Сущность, структура и содержание программы профессиональной переподготовки и ее значение в будущей деятельности психоаналитика, психотерапевта, консультанта. В данном разделе рассматриваются фундаментальные концепции психоаналитической теории З.Фройда, такие, как бессознательная психическая активность, конфликт и компромиссные образования, травма и аффекты, а также дальнейшая разработка этих и других концепций в рамках теорий объектных отношений, эго-психологии, Я-психологии Х.Кохута и других подходов, и их практическое приложение к клинической ситуации.
Обсуждаются работы З.Фройда, А.Фройд, Ч.Бреннера, Х.Хартманна, Б.Мура и Б.Файна, В.Тэхкэ, М.Кляйн, Х.Сегал, Д.Винникотта, Р.Фейрберна, Ф. и Р.Тайсонов, Р.Шпитца, М.Балинта, М.Малер, Х.Кохута, Э.Эриксона, Э.Фурман, Д.Пайнс, Д.Стерна и других авторов.
2. Теория психического аппарата З. Фройда
Обзор теорий психического аппарата. Аффективная травма - первый этап творчества. Топическая модель и теория влечений. Структурная теория – третий этап. Метапсихология. Понятие о психическом аппарате. Динамическая точка зрения. Экономическая точка зрения. Структурная точка зрения. Генетическая точка зрения. Адаптивная точка зрения. Характеристика теорий психического аппарата и их сравнение.
Топографическая модель ПА. Система БСЗ в топографической теории ПА. Система ПСЗ в топографической теории ПА. Система СЗ в топографической теории ПА. Критика топографической модели. Структурная модель ПА. Сравнение двух теорий ПА. Разница между теориями ПА. Сходство между теориями ПА.
Преимущества структурной теории и ее отношение к аналитической терапии.
3. Психоаналитические теории развития
Процесс развития, эволюция представлений о развитии - Ж.Пиаже, Р.Шпиц, А.Фройд. Теории либидо, стадии психосексуального развития. Обзор теорий обьектных отношений. Позиция З.Фройда, вклад британской школы, работы Эго-психологов. Развитие чувства самости. Психоаналитический подход к теории аффектов. Когнитивное развитие с позиции психоанализа. Развитие Супер-Эго. Особенности полового развития, половая идентичность и поло - ролевая идентичность. Развитие Эго.
4. История и теория психоанализа
Научная эволюция Зигмунда Фройда (1856-1939). Семейная история и рождение гения. «Полиморфная культура» (Анзьё). Самоанализ Фройда – «первоанализ» (Анзьё). Неврологический этап – «О концепции афазии» (1891): обратимость нарушенных неврологической травмой связей (ассоциаций) между памятными следами слуховой ( словесной) и образной (объектной) памяти; припоминание – как лечебный эффект восстановления этих ассоциаций (связей). Психиатрический этап – «Исследования по истерии» (1895): психическая травма (соблазнение) – как разрушитель ассоциаций ( связей) между памятными следами объектных и словесных представлений; припоминание – как лечебный метод и лечебный эффект (катарсис). Психологический этап: мост между болезнью и здоровьем, переброшенный в «Толковании сновидений» (1899): недостаток ассоциативных связей между объектными и словесными представлениями (вытеснение) – как естественное следствие диахронии более раннего начала развития объектных отношений (инфантильной сексуальности) и более позднего начала развития языкового ( первая цензура); припоминание (снятие амнезий) – как метод и эффект психоаналитической курации. «Дикая орда» (Фройд) последователей, друзья, противники и «диссиденты». Знаменитые пациенты д-ра Фройда. Прикладной психоанализ. Наследие Фройда и современная наука.
Школы и направления современного психоанализа. Американский «ортодоксальный психоанализ» («подёнщица психиатрии» – Фройд): «вторичная автономия функций Эго» (Хайнц Хартманн) – вместо конфликтов влечений; «Самость» – вместо «Я»; прямое наблюдение за детьми – как научная база Эго-психологии (Маргарет Малер); «адаптация» – как цель психоанализа. «Ультраортодоксальный психоанализ» Мелани Кляйн [«хорошая грудь» с оральными интуициями пожирания и переваривания]: конфликт аффектов – вместо конфликта влечений, вина и тревога – вместо сексуальности, зависть к кормящей груди – вместо зависти к пенису, достижение «депрессивной позиции» – вместо разрешения Эдипова комплекса. Школы объектных отношений или « Туманность маргиналов» (Балинт): ангелизм терапевтов и ангелизация пациентов, техники репарации травмы (неокатарсис) и антипсихиатрия. Дональд Винникот [«достаточно хорошая мать» с анальными интуициями: «вместилище, держание и ручканье» – как приёмы «ухода и/или заботы» о пациенте]: агрессивность и разрушительность – вместо сексуальности; достижение «участливости» – вместо разрешения Эдипова комплекса.
5. Теория неврозов
Соматические, конституциональные, типологические факторы в клинике невротических расстройств.
Мать и проблема формирования информационного метаболизма. Влияние материнской депривации на эмоциональную, соматическую, сексуальную и коммуникативную сферы развития ребенка. Мать и отец. Их влияние на формирование личности ребенка. Определение невротизма в различных неврозологических подходах Истоки формирования невротической личности в раннем детстве. «Невроз — неоконченные дела детства». Сознательные и бессознательные факторы невортизма Внутренний конфликт. Невротическая тревога. конфликт при неврастении, истерии, неврозе навязчивых со стояний.
Основные виды психзащит. Неврозогенная семья. Динамическая концепция характера З. Фройда. Оральный, анальный, фаллический, эдипальный, латентный, генитальный характер.
6. Методика и техника клинического психоанализа
Этот раздел посвящен изучению базовых концепций психоаналитической техники и практики: сеттинг, нейтральность, терапевтический альянс, метод свободных ассоциаций, аналитическое слушание, перенос, контрперенос, разыгрывание, интерпретация, проработка, анализ защит и сопротивления, поддерживающие и экспрессивные техники и др. Особое внимание уделяется технике работы с нарциссическими и патологическими видами переносов.
Обсуждаются работы З. Фройда, Р. Гринсона, П. Хейманн, Ш. Роута, О. Кернберга, Х. Томэ и Х. Кэхеле, Х. Кохута, Р. Столороу, Д. и А.-М. Сандлеров, Т. Огдена и других.
В рамках данного раздела в начале обучения изучаются темы, подготавливающие студента к началу психоаналитической практики: показания к психотерапии, оценка анализабельности, психоаналитический диагноз, техника первичного интервью. Затем рассматриваются основные концепции психоаналитического процесса, особенности и трудности различных фаз психоаналитического лечения; обсуждаются такие особые проблемы психотерапии как негативная терапевтическая реакция, регрессия, отыгрывание, эротизированный перенос, а также вопросы, связанные с завершением психотерапии.
Обсуждаются работы З. Фройда, Р. Гринсона, Н. МакВильямс, Ш. Роута, Ж. Лапланша и Ж.-Б. Понталиса, П. Кейсмента и других авторов.
7. Основы детского и подросткового психоанализа
История детского психоанализа. Основные психоаналитические теории психического развития в детском психоанализе. Классификации психических расстройств в детском и подростковом возрасте с точки зрения психоанализа. Этиологические факторы в процессе развития ребенка. Симптомы в процессе развития ребенка. Лечебные методы в детском психоанализе. Норма и патология в детском психоанализе. Психотерапевтические подходы в детском психоанализе. Особенности психотерапевтической техники при различных психических расстройствах детского и подросткового возраста. Профилактика и исследования в детском психоанализе. Практикум по детскому психоанализу. Супервизорская практика в детском психоанализе – разбор психотерапевтических случаев.
8. Основы прикладного психоанализа
Предмет прикладного психоанализа, сферы исследования и применения. Культурологическое наследие З. Фройда. Основные культурологические идеи, описанные З. Фройдом в работах: «Будущее одной иллюзии», «Недовольство культурой», «Человек Моисей и монотеистическая религия», «Леонардо да Винчи. Одно детское воспоминание», «Достоевский и отцеубийство», «Поэт и фантазии», «Навязчивые действия и религиозные обряды». Позиция З. Фройда в отношении религии, культуры, цивилизации и социума.
Российские традиции прикладного психоанализа. Триединство: теория, культура и терапия. «Латентный период» психоанализа в России: тон и смысл работ по прикладному психоанализу и клинической практике.
Принципы прикладного психоанализа: критика культуры, амбивалентности, исторического контекста, бисексуальности, элитарности, консервативности развития.
Психоаналитическое понимание художественной культуры и творчества: ретроспектива современный этап развития.
9. Теория объектных отношений
Основные понятия теории объектных отношений. Понятие объекта и объектного отношения. Объект внешний и внутренний, плохой и хороший, целостный и частичный. Развитие взглядов на проблему объекта. Объект в рамках теории инстинктов (влечений) З. Фройда. Объект в рамках структурной теории психики. Современный взгляд на концепцию объекта в трудах З. Фройда.
Дальнейшее развитие теории. Вклад в теорию объектных отношений А. Фройда, М. Клайна, Х. Гартманна, Д. Винникотта, Р. Шпица, М. Малера, О. Кернберга и других авторов.
Основные концепции в теории объектных отношений. Концепция М. Балинта: развитие М. Балинтом и Ш. Ференци ранней «теории травм».. Концепция Д. Винникотта: стадии зависимости. Интеграция — персонализация — начало объектных отношений. Понятие переходного объекта и сферы иллюзий. Мать-объект и мать – окружение .Взгляд Винникотта на агрессию.. Концепция Р. Шпица: развитие ребенка в течение первого года жизни. Безобъектная стадия. Факторы нарушения объектных отношений. Концепция М. Малер: Фаза нормального аутизма. Симбиотическая фаза. Фаза сепарации индивидуации; подфаза дифференциации, практики, воссоединения, постоянства либидного объекта.
Роль теории объектных отношений в современном психоанализе. Аналитическая ситуация с позиций теории объектных отношений.
10. Современный клинический психоанализ
Объект - теории. Концепции Эго-психологии. Психология самости. Теории М. Кляйн и У. Биона. Теории французского психоанализа. Гуманистический и экзистенциальный психоанализ. Психосоматический подход в психоанализе. Структурный психоанализ Ж. Лакана.
11. Психоаналитическая патопсихология
Изучение основных вех в развитии психоаналитической концептуализации психопатологии. Феноменология классических невротических симптомов и психодинамика основных невротических стилей характера. Диагноз, патогенез и клинические проявления пограничного расстройства и психоза. Отклонения в сексуальном функционировании и психосоматические заболевания.
Обсуждаются работы З. Фройда, Г. Аммона, Ж. Бержере, Ф. Александера, М. Кляйн, Р. Фейрберна, Н. МакВильямс, Д. МакДугалл, А. Грина, С. Даулинга, Л. Вурмсера, Г. Кристалла и других авторов.
12. Уровни психической организации личности
Эта тема представляет собой введение в психоаналитическую диагностику. Основные вопросы темы: клинический и психоаналитический диагноз; уровни организации личности: невротический, пограничный, психотический; примитивные и вторичные защитные механизмы; типы организации характеров: психопатический, нарциссический, депрессивный, истерический и др. Психодинамика разных типов характера иллюстрируются примерами из клинической практики.
13. Психоаналитическое семейное консультирование
Определение, классификация теоретических подходов, измерения, формы, показания и противопоказания, цели, задачи, основные механизмы лечебного действия, этапы, длительность, частота сеансов, методики (техники), организация, оформление кабинета, ошибки в семейной психотерапии и роль, профессиональная этика семейного психотерапевта. Модель семейной психоаналитической психотерапии. Теоретические конструкты модели, показания и противопоказания, цели, задачи, этапы и их содержание, неаналитические приемы и психоаналитические техники, специальные техники, сеттинг семейной психоаналитической психотерапии и требования к семейному психоаналитическому психотерапевту.
Практикум по семейной психоаналитической психотерапии. Супервизорская практика, разборы психотерапевтических случаев.
14. Основы психосоматики
Эволюция взглядов представителей различных научных направлений на возникновение психосоматических реакций и заболеваний.
Концепция стресса, реагирование на экстремальные ситуации. Психологический профиль психосоматического больного. Модель алекситимии.
Психосоматогенная семья. Определение понятий «здоровье» и «болезнь». Понятие внутренней и внешней картины болезни. Типы реакций на болезнь (по масштабу переживания и по типу личностного реагирования).
Психовегетативный синдром. Формы проявления, пусковые факторы, картина личности больных с ПВС.
Психодинамический подход к проблемам психосоматики. Модели возникновения психосоматических расстройств: З. Фройд, Ф. Александер, М. Шур, А. Митчерлих, Дж. Энгель и А. Шмале, О. Кернберг, П. Куттер.
Системная модель анализа пусковых факторов психосоматического расстройства.
15. Основы группового психоанализа, методика консультирования
История возникновения и развития группового психоанализа. Показания и противопоказания к групповому психоанализу. Техники в групп - аналитической психотерапии. Основные методы группового психоанализа. Аналитическая группа как средство диагностики. Факторы воздействия группового психоанализа. Функции руководства группой. Групп - аналитическая ситуация. Типичное развитие аналитических групп. Супервизия с групп - аналитической точки зрения.
16. Основы супервизирования в современном психоанализе
Определение понятия «Супервизия» и его содержание. Потребности специалистов «помогающих» профессий. Система поддержки специалиста. Стресс. Выгорание. Посттравматический стресс. Предназначение, цели и функции супервизии. Супервизия в помогающих профессиях. Супервизия как образование. Единое определение супервизии. Основополагающие принципы супервизии. Предпосылки осуществления супервизии. Роли супервизора.
Зарождение супервизии в психоанализе. Супервизия и супервизорство: основные модели, уровни и формы супервизии. Функции супервизии. Типы супервизии: наставническая, обучающая, направляющая, консультирующая.
Понятие и классификация, содержание моделей супервизии. Специфически ориентированные модели. Эволюционные модели. Модель развития умений.
Уровни супервизии. Супервизорские вмешательства. Супервизионный круг:
1. функционирование личности терапевта и клиента;
2. отношения между клиентом, терапевтом и супервизором;
3. теории развития, личности и психотерапии;
4. клинические диагностические теории и теоретические подходы к лечению
Интервенции в рамках супервизии. Виды интервенции: обучающая инструкция, интервенции в супервизии, моделирование терапевтического стиля.
Индивидуальная супервизия. Понятие индивидуальной супервизии и особенности организации.
Психоанализ
Психоаналитики и психотерапевты о
2 учебная программа
ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОСОМАТИКИ
Категория слушателей — для лиц с психологическим, медицинским образованием.
Срок обучения — 456 ак. часов; 2 года.
Форма обучения — заочная.
Обучение включает в себя самостоятельную работу, а также обзорные и установочные занятия, включая лекции, семинарские занятия, проводимые в виде аудиторных занятий в течении 10 дней с 10-00 до 18-00 через каждые три месяца учебного года.
Форма контроля: зачёты и экзамены.
Описание 2-й образовательной программы по дисциплинам:
1. Введение в современный психоанализ
Цель и метод психоанализа. История возникновения метода. Классический психоанализ. Теория психического аппарата З. Фройда. Топическая и структурная модели психического аппарата. Основные базовые конфликты, комплексы и страхи с точки зрения современного психоанализа. Уровни защитных механизмов психики.
Первая и вторая теории влечений З. Фройда.
Стадии психосексуального развития. Оральная стадия, особенности, предикторы психосоматического функционирования, возникающие на этой стадии. Анальная стадия – функции и особенности, предикторы психосоматического функционирования. Фаллическо-нарциссическая стадия, особенности, понятия Идеала Я, вторичного нарциссизма, фаллического нарциссизма. Эдипов комплекс как структурирующий элемент психики. Разновидности разрешения эдипового конфликта. Полово-сексуальная идентификация.
Теория страха З. Фройда.
Невротический, пограничный, психотический уровни психического функционирования. Особенности, основные конфликты, травмы, объектные отношения (теории М. Кляйн, М. Маллер, Э. Эриксона, Д. Винникотта), защиты. Место психосоматического функционирования.
2. Нарциссизм и бессознательный образ тела
Введение понятия нарциссизм, термин в работах З.Фройда. Работы З.Фройда – «Воспоминание детства Леонарда Винчи», «Горе и меланхолия», «О введении термина нарциссизм». Разъяснение, определение, основные характеристики. Виды нарциссического расстройства. Проблема Я, Сверх-Я и Я-Идеала при нарциссическом расстройстве. Определение фаллическо-нарциссической стадии психогенеза. Особенности и превратности.
Понятие первичного нарциссизма,. Определение, основные качества и характеристики. Вторичный нарциссизм, понятие нарциссического уровня развития.
Нарциссическая организация. Основные характкристики и формы. Современное развитие понятия нарциссизм (Г. Розенфельд, Б. Грюнберже, Р. Бриттон, А. Грин). Проблема объектных отношений и роль первичных объектов в формировании нарциссизма. Понятие нарциссизма жизни и нарциссизма смерти, предложенные А. Грином. Примеры. Понятие «морального нарциссизма». Основные страхи и конфликты при данных формах нарциссизма. Связь и влияние телесности и нарциссизма. Тело как продукт нарциссического расстройства. Взаимосвязь нарциссизма и психосоматического функционирования.
3. Психоанализ процессов соматизации
Фройдовские представления о психоанализе процессов соматизации. Конверсионные истерические симптомы. Понятие мнестических следов, конвертированных в тело. Бессознательные фантазмы и телесные симптомы. Вопрос тревоги. Психические условия для формирования конверсионных симптомов. Психическая травма как основа актуального невроза. Экономический аспект травмы.. Понятие эротизма органа. Соматические симптомы при актуальном неврозе. Ипохондрические симптомы. Ипохондрия и паранойя. Движение либидо, их нарушения при ипохондрии. Органические болезни. Два уровня органического заболевания - нарциссическая регрессия и состояние разъединения влечений.
ПостФройдовские модели. Психо-соматическая медицина Александера. Понятие невроза органа. Теория специфичности. Бессознательный смысл психосоматического симптома. Психоанализ органических болезней Гроддека. Детерминизм Оно.
Парижская психосоматическая школа. Понятие стирания психической продукции. Основа психосоматического функционирования – слабость ментализации, эссенциальная депрессия, оператуарное мышление. Представители Парижской школы психосоматики –П. Марти, М. Фэн, М. Де Мюзан, К. Давид и их теоретический вклад.
Психоанализ процессов соматизации. Психоанализ процессов негатива.
Соматическая регрессия. Психосоматическое разъединение влечений.
4. Исследование эссенциальной депрессии
Эссенциальная депрессия и другие виды депрессии. Депрессия без обьекта. Выражаемые депрессии. Депрессии невротического уровня – позитивная психическая симптоматика состояний. Меланхолия и ее особенности. Невыражаемые депрессии. Основные виды и их особенности. Семиология невыражаемых депрессий. Теоретические модели эссенциальной депрессии. Роль отношений мать-дитя в развитии анаклитической депрессии. Анаклитическая депрессия, определение Р. Шпица. Виды анаклитической депрессии, состояние «госпитализма», описание, стадии развития, исходы.
Психотическая депрессия. Модель Ф. Тастин. Защитная организация психического функционирования – понятие аутистической капсулы. Недеффиренциация Я-не-Я. Метафора «черной дыры». Понятие аутосенсорной фазы. Сверхинвестиция восприятий.
Белый траур, описание предложенное А. Грином. Клиника развивающаяся при аффективном отсутствии матери. Серия «Белого» - как пример стирания психической продукции. Нарциссическая потеря в раннем возрасте и ее последствия в виде клиники «белого».
Эссенциальная депрессия и боль. Эссенциальная депрессия и мазохизм.
5. Ранние психосоматические нарушения
Понятие «аффективного климата» в отношениях мать-дитя. Психотоксические нарушения по Р. Шпицу, «качественная недостаточность», первичный пассивный или активный отказ, первичная избыточная и тревожная забота; враждебность, маскированная тревогой; компенсаторная враждебность. Понятие Р. Шпица «психический организатор». Социальная улыбка; страх незнакомца; слово «нет» - главные организаторы психики в возрасте 0-36 мес. Феномен госпитализма, описанный Р. Шпицем. Причины, стадии формирования.
М. Фэн –специфические расстройства раннего детства (бессонница младенца, простая анорексия, младенческая астма и др.). Три вида материнского патологического воздействия по М. Фэну – мать с недостаточной функцией противозбуждающего щита; сверхподавляющая мать; отказ от регрессии. Понятие преждевременного развития Я, причины и следствия. Соматический способ выражения у ребенка, его значение в детско-родительских отношениях. Использование тела ребенком, способы и значения. Специфика психосоматической организации у ребенка.
Соматизация как предшественник репрезентации и символизаций. Поздний выбор тела как средства выражения., выбор с точки зрения психической экономики.
6. Оператуарное мышление как основа психосоматического функционирования
История открытия. Первые направления психосоматического исследования. Рождение «оператуарного мышления». Спор о специфичности.
Оператуарная болезнь, регруппирующая совокупность силовых линий оператуарного функционирования, как референциальнную фигуру. Преобладание измерение экономическое, силы. Дезобъектализирующая реальность - коллективная недифференцированная и десубъективирующая.
«Эссенциальная депрессия», «ментальная дезорганизация» и «невроз с плохой или недостаточной ментализацией». Классификация IPSO. Движения дезорганизации и регрессии. Противопоставление друг другу - во время первого [дезорганизации] ни одна фиксация не становится ему препятствием, тогда как во время второго [регрессии] фиксации становятся многочисленными барьерами, останавливающими движение.
7. Метапсихология оператуарного функционирования
Коллективная психология и оператуарная реальность: место нарциссизма.
Меланхолия и эссенциальная депрессия, место Сверх-Я.
Травматическое состояние и опературное состояние: место влечения к смерти.
Оператуарная регрессия и оператуарная болезнь: место объекта.
8. Исследование самоуспокоительных приемов
Самоуспокоительные приемы Я. Самоуспокоение или незавершенная судьба садомазохизма. Судьбы сенсорности и аффектов при реконструкции пережитого времени.
Формирование психосоматического функционального единства Гипотеза двойной разрушительной потенциальности в развитии соматических функций.
Сенсорный или телесный элемент, присутствующий в приемах самоуспокоения взрослого человека, как продолжение ранних травм. Дезобъектализация через систему самоуспокоительного повторения, которую устанавливает ребенок для того, чтобы защититься от эффектов своего собственного несвязанного влечения к смерти.
Машинальное отношение мать-ребенок и аутоуспокоительные приемы. Зависимость от реального внешнего объекта и само- вспомогательное поведение, преждевременно развитое Я. Отказ от пассивности.
Самоуспокоительное использование боли. Повторение и дофобическое избегание как антитравмирующее поведение.
9. Психосоматические модели психики по Д. Винникотту
Теория раннего развития Д. Винникота. Ранняя недифференцированная стадия, стадия дообъектных отношений, стадия обнаружения объекта.
Понятие переходного обьекта и переходного пространства. Понятие ложной и истинной самости.
Мать как атмосфера - цели и функции. Телесность и функциональность. Игра «заркал» и цепь идентификаций. 3 части целого: тело, психея и рассудок. Концепция Винникотта, разделяющая человека на три части. Винникотт - «телесное Эго» (body self). Я - парадигматичный концепт в теории Винникотта как динамика интеграции тела и рассудка. «Мыслительная активность – это одно из проявлений функционирования сомы-психеи». Контуры Я повторяют контуры тела, «не бывает идентичных тела и психеи», «Я и тело не обязательно находятся в отношениях наложения одного на другое, для здоровья необходимо, чтобы это наложение проходило таким образом, чтобы индивид мог идентифицировать себя с тем, кто, строго говоря, не является Я».
10. Основы психоаналитической техники ведения психосоматических нарушений
Нозологическое положение. Психотическая линия, уровни фиксаций. Невротическая линия, эдипово ядро, невротически преорганизованное Я, окончательная самоорганизация, границы структурирования. Пограничная линия. Психические травматизации - первый дезорганизатор психики. Ранний псевдолатентный период. Деформированное Я. Основные защиты. Судьба влечений при психосоматических нарушениях - разгруженные, десексуализация. Терапевтический альянс при психосоматических нарушениях. Особенности развития переноса. «Соматический» перенос.
Позитивная интерпретация возникновения и течения заболеваний и проблемных состояний клиента. Использование первичных и вторичных актуальных способностей человека (способность к любви и способность к познанию) в профилактике и лечении психосоматических расстройств.
Шкала стрессовых факторов и микротравм, провоцирующих усиление актуального конфликта и возникновение функциональных расстройств организма. Основные формы переработки конфликтов, выделяемые в позитивной психотерапии (физиология и психосоциальная ситуация напряжения).
Четыре модели для подражания, заложенные на ранних этапах развития, как фон возникновения актуального конфликта. Этапы работы в терапевтической модели. Использование историй, сказок, пословиц, метафор в лечении и профилактике психосоматических заболеваний.
Психосоматика
французская психоаналитическая школа
3 учебная программа
Современный психоанализ и психоаналитическая психосоматика
Категория слушателей — лица с высшим образованием, в обязательном порядке прошедшие (окончившие) дополнительное психоаналитическое профессиональное образование (профессиональная переподготовка или повышение квалификации).
Срок обучения — 320 ак. часов; 1 год.
Форма обучения — дистанционная.
Стоимость обучения за весь период: 108 000 руб.
Описание 3-й образовательной программы по дисциплинам:
1. Общие положения о теории влечений — 32 ак.ч.
2. Работа горя как основной процесс создания психического — 40 ак.ч.
3. Метапсихология современных клинических форм — 30 ак.ч.
4. Нарциссические расстройства — 36 ак.ч.
5. Метапсихология психосоматики — 40 ак.ч.
6. Частные формы психосоматического явления — 24 ак.ч.
7. Психотическое функционирование — 34 ак.ч.
8. Техника психоанализа — 66 ак.ч.
9. Некоторые особенности детского психоанализа — 30 ак.ч.
В программе предусмотренны регулярные супервизии.
CEFP (обучение во Франции)
Association Institut de Psychosomatique Pierre Marty
– IPSO Pierre Marty –
Centre d’enseignement et de formation
– CEFP –
Annee universitaire 2021 - 2022
2012-2013 (PDF)
2014-2015 (PDF)