Институт Психологии и Психоанализа на Чистых прудахФройд адаптированный для детей

Эссе студента (дистанционное обучение) Олега Христенко. 2023 г

Тезисно работа З. Фройда “Скорбь и меланхолия” (1917)

 

Работа «Скорбь и меланхолия» ставит перед собой цель описать разницу между нормальной работой скорби и меланхолией, стоит сказать, что Фрейд использует слово меланхолия, а не ранее уже употребляемое в аналитических нарративах «депрессию», этим он подчеркивает особое место меланхолии по отношению к других подавленным состояниям, из приведённой цитаты в файле можно сделать вывод, что Фрейд разместил депрессию на стороне неврозов переноса, а меланхолия на стороне нарциссических неврозов.

Итак, на стороне объектных отношений, по крайней мере некоторые случаи депрессии, а на стороне нарциссизма - меланхолия. Поэтому утрату меланхолик проживает как утрату себя, а разочарование в утраченном объекте оборачивается агрессией на себя, что приводит к самобичеванию, которого нет в нормальном процессе горевания. Это же приводит к невозможности определить истинный объект утраты, вызывающий меланхолические страдания и невозможность вычерпать это утрату. Эта инвестиция утраченного объекта через Я обуславливает и работу меланхолии, которая словно бы содержит скрытый этаж под зданием работы скорби. Это работа над отделением объекта и работа с амбивалентностью.

В плане психосексуального развития особо выделяется роль оральной фиксации, что влияет на процессы идентификации меланхолика, которые в более поздних работах описаны как инкорпорация. Хотя оральной проблематикой меланхолия не исчерпывается в ней присуща и анальная проблематика.

 

15 тезисов статьи «Скорбь и меланхолия» Зигмунда Фрейда

Дополнение к эссе

Центральная тема «Скорби и меланхолии», по словам Фрейда: «Осветить сущность меланхолии путем сравнения ее с нормальным аффектом горя», таким образом мои тезисы будут касаться:

а) выделить основные пункты сравнения скорби и меланхолии на уровне феноменологии и на уровне метапсихологии;

б) выделить тезисы Фрейда о сущности меланхолии;

в) показать тезисы работы, которые кажутся важными мне и о которых я задумался.

Пункты выбранные у Фрейда написанные курсивом, а мои размышления другими шрифтами.

 

1 Повод возникновения.

«Горе является всегда реакцией на потерю любимого человека или заменившего его отвлеченного понятия, как отечество, свобода, идеал и т. п. Под таким же влиянием у некоторых лиц вместо печали наступает меланхолия, отчего мы подозреваем их в болезненном предрасположении».

Но, при меланхолии есть интересный момент, что она хоть и может развернуться реальной утратой ( хотя может развернуться и без неё), но меланхолик в этой потере теряет нечто другое:

«…он знает, кого он лишился, но не знает, что он в нем потерял. Таким образом, нам кажется естественным привести меланхолию в связь с потерей объекта, каким-то образом недоступной сознанию, в отличие от печали, при которой в потере нет ничего бессознательного».

 

2 Работа скорби. Фрейд описал почти весь процесс в одном абзаце.

«При нормальных условиях победу одерживает уважение к реальности, но требование её не может быть немедленно исполнено. Оно приводится в исполнение частично, при большой трате времени и энергии, а до того утерянный объект продолжает существовать психически. Каждое из воспоминаний и ожиданий, в которых либидо было связан с объектом, приостанавливается, приобретает повышенную активную силу, и на нем совершается освобождение либидо. Очень трудно указать и экономически обосновать – почему эта компромиссная работа требования реальности, проведенная на всех этих отдельных воспоминаниях и ожиданиях, сопровождается такой исключительной душевной болью. Замечательно, что эта боль кажется нам сама собою понятной. Фактически же по окончании этой работы горя «Я» становится опять свободным и освобожденным от задержек».

Итак, главная цель - разгрузка утраченного объекта и тестирование реальности его утраты, но перед этим необходимо прибавочная инвестиция.

 

3 Самоощущение. «Меланхолик показывает нам еще одну особенность, которой нет при горе, необыкновенное понижение своего самоуважения, огромное обеднение «Я» (Ichverarmung). При горе обеднел и опустел мир, при меланхолии – само «Я».

 

4 Желание жить. Не любая меланхолии демонстрирует радикальное ослабление влечения к жизни, но элементы этого присутствуют всегда, иеланхолия преодолевает витальность, наносит ей ущерб, а скорбь остается на стороне жизни. Вот что пишет Фрейд: «…в психологическом отношении очень примечательным преодолением влечения, которое заставляет все живущее цепляться за жизнь».

Дальше Фрейд опишет механизм суицида.

«Я» может себя убить только тогда, когда благодаря обращению привязанности к объектам на себя, оно относится к себе самому как к объекту; когда оно может направить против себя враждебность, относящуюся к объекту и заменяющую первоначальную реакцию «Я», к объектам внешнего мира».

 

5 Правда опасная и ложь спасающая. Фрейд пишет:

«Если он в повышенной самокритике изображает себя мелочным, эгоистичным, неискренним, несамостоятельным человеком, всегда стремившимся только к тому, чтобы скрывать свои слабости, то он, пожалуй, насколько нам известно, довольно близко подошел к самопознанию, и мы только спрашиваем себя, почему нужно сперва заболеть, чтобы понять такую истину».

Не всегда меланхолик справедлив к себе и болезнь еще сильней выражена, если эти обвинения не имеют почвы, но я выделил этот тезис, как ответ на современные методы лечения депрессии, которые направленны на оспаривание добрых и неконструктивных мыслей (КПТ), к сожалению такой простой путь не всегда может помочь и действительно глубокие изменения, без опоры на метапсихологию - сделать никак нельзя.

 

6 Меланхолия как проблема нарциссизма.

«По аналогии с печалью, мы должны прийти к заключению, что он утратил объект; из его слов вытекает, что его потеря касается его собственного «Я».

Именно поэтому у меланхолика беднеет не мир, а его «Я», так как с утратой объекта теряется часть его самого. Дальше Фрейд пишет:

«Если терпеливо выслушать разнообразные самообвинения меланхолика, то нельзя не поддаться впечатлению, что самые тяжелые упреки часто очень мало подходят к собственной личности больного, но при некоторых незначительных изменениях легко применимы к какому-нибудь другому лицу, которое больной любил, любит или должен был любить».

Затем Фрейд ссылаясь Ранка напишет прямо: «… по-видимому [слабость отношений с объектом и чрезмерная фиксация - прим.автора ], требует, чтобы выбор объекта был сделан на нарциссической основе».

 

7 Отсутствие стыда и покаяния. По моим наблюдениям стыд - это важный аффект у меланхоликов, но не в аспектах его меланхолического бреда, о чем пишет Фрейд:

«Нам должно броситься в глаза, что меланхолик ведет себя не совсем так, как нормально подавленный раскаянием и самоупреками. У меланхолика нет стыда перед другими, более всего характерного для такого состояния, или стыд не так уж резко проявляется. У меланхолика можно, пожалуй, подчеркнуть состояние навязчивой сообщительности, находящей удовлетворение в самообнажении».

Подобно бреду и симптомам - у этих бесстыжих и публичных самобичеваниях есть смысл и цели. И эти цели важнее того, чтоб испытывать стыд за демонстрацию своих недостатков, оберегающего самомнение. В меланхолии смысл этого - это атака инкорпорированного любимого, но плохого (так как разочаровал и покинул) объекта.

 

8 Живое бессознательное. В этой работе Фрейда, как ни в каких ранее мы можем видеть, что психика расщеплена и что отщеплённые части могут порождать чувства и мысли. При меланхолии - это осуждающие мысли и депрессивные переживания. Тезис Фрейда:

«Мы наблюдаем у него, как одна часть «Я» противопоставляется другой, производит критическую оценку ее, делает ее как бы посторонним объектом. Все дальнейшие наблюдения подтвердят возникающие у нас предположения, что отщепленная от «Я» критическая инстанция проявит свою самостоятельность и при других обстоятельствах. Мы найдем действительно достаточно основания отделить эту инстанцию от остального «Я».

 

9 Разочарование, как сердце меланхолической боли.

«… под влиянием реального огорчения или разочарования со стороны любимого лица наступило потрясение этой привязанности к объекту». Именно это подчеркивает Руссийон, когда говорит, что проблема не в том, что объект утрачен, а том, что он разочаровал. В этот период еще нет чёткого разделения на себя и другого, поэтому разочарование распространяется на себя и может быть связанно с массивным переживанием своей беспомощности.

 

10 Истоки переживания пустоты. Меланхолики и многие пограничные пациенты описывают странное чувство пустоты, которое невозможно представить кроме как апофатически, но есть ёмкое и лаконичное объяснение Фрейда его истоков, по крайней мере так кажется мне.

«Привязанность к объекту оказалась малоустойчивой, она была уничтожена, но свободное либидо не было перенесено на другой объект, а возвращено к «Я». Однако здесь оно не нашло какого-нибудь применения, а послужило только к идентификации (отождествлению) «Я» с оставленным объектом».

Этот аффект - это эффект наличия оставленности в ткани психики субъекта.

 

11 Оральная фиксация как эротизм меланхолика.

«…отождествление является предварительной ступенью выбора объекта и первый амбивалентный в своем выражении способ, которым «Я» выделяет какой-нибудь объект. «Я» хотело бы впитать в себя этот объект, соответственно оральной или каннибальной фазе развития путем пожирания его. В связи с этим Abraham вполне правильно ставит отказ от приема пищи, который наступает в тяжелых формах меланхолического состояния».

Тезис важный как для понимания происхождения меланхолии, так и для понимания расстройств пищевого поведения, так и для настройки слушания означающих, которые часто у меланхоликов окрашены орально.

 

12 Анальный эротизм меланхолика.

«Второй бросающийся в глаза признак меланхолии – страх обеднения легче всего свести к анальной эротике, вырванной из ее общей связи и регрессивно измененной».

Вероятно, что это можно связать и с более ранней тревогой опустошения, но анальный эротизм пронизывает язык меланхолика и в его атаках на себя и мир, для которых часто исползают такие пациенты означающие связанные с анальной фиксацией, например: «Мир дерьмо», «Грязь я и в грязь вернусь».

 

13 Амбивалентность и хитрая месть в депрессии невротика и меланхолии. Фрейд пишет о разнице амбивалентности в неврозе навязчивости и в меланхолии, при этом мы видим, то что Фрейд противопоставляет не только работу скорби меланхолии, но и использует слово «депрессия» для описания подавленного состояния невротика.

«Потеря объекта любви представляет собою великолепный повод, чтобы пробудить и проявить амбивалентность любовных отношений. Там, где имеется предрасположение к неврозам навязчивости, амбивалентный конфликт придает печали патологический характер и заставляет ее проявиться в форме самоупреков в том, что сам виновен в потере любимого объекта, т. е. сам хотел ее. В таких депрессиях при навязчивых неврозах после смерти любимого лица перед нами раскрывается то, что совершает амбивалентный конфликт сам по себе, если при этом не принимает участия регрессивное отнятие либидо. Поводы к заболеванию меланхолией большей частью не ограничиваются ясным случаем потери вследствие смерти и охватывают все положения огорчения, обиды и разочарования, благодаря которым в «отношения втягивается противоположность любви и ненависти, или усиливается существующая амбивалентность… Самоистязание… дает ему точно так же, как соответствующие феномены при неврозах навязчивости, удовлетворение садистических тенденций и ненависти, которые относятся к объекту и таким путем испытали обращение на самого себя. При обоих заболеваниях больным еще удается обходным путем через самоистязание мстить первоначальным объектам и мучить любимых людей вследствие болезни, после того как они погрузились в болезнь, чтобы не проявить непосредственно свою враждебность к этим близким людям».

Бессознательная амбивалентность мешает преодолеть утрату объекта и поэтому появление ненависти бывает странной благой вестью в аналитически ориентированном лечении.

 

14 Удовольствие от самобичевания. Терапевтическая цель не может быть направлена на борьбу с самобичеванием путём его оспаривания, как это делает КПТ. Ведь:

«Самоистязание меланхолика, несомненно доставляющее ему наслаждение».

А значит такие цели терапии способствуют дроп-ауту 1.

15 Триумф мании. Мания - обратная сторона феномена меланхолии и часто обратное переживание подавленности в ней. Обычно мы испытываем подъем и радость при триумфе над сложностями жизни и обычно мы знаем, что мы преодолели, но мания в меланхолии

«… представляет из себя не что иное, как подобный триумф; но только от «Я» опять-таки скрыто, что оно одолело и над чем празднует победу… в мании «Я» преодолело потерю объекта (или печаль из-за потери, или, может быть, самый объект), и теперь оно располагает всей суммой противодействующей силы, которую мучительное страдание меланхолии отняло от «Я» и сковало. Маниакальный больной показывает нам совершенно явно свое освобождение от объекта, из-за которого страдал, тем, что с жадностью очень голодного набрасывается на новые привязанности к объектам».

 

1 - Дроп-аут (в пер. с англ. drop - бросать, сбрасывать, out - выход за пределы, прочь) - таким коротким словом в психологии называют резкое прекращение клиентом отношений со специалистом (психологом, психотерапевтом, психоаналитиком) в одностороннем порядке.

 

 

Раздел "Статьи"