Психоанализ и Психосоматика на Чистых прудах Фройд адаптированный для детей

Психоаналитическое эссе на сказку
"Царевна-лягушка" и "Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что"

Сказка Царевна-лягушка начинается с того, что в некотором Царстве-Государстве Царь указывает сыновьям натянуть свои тугие стрелы и пустить их в разные стороны. Где стрела упадет там и свататься. После чего стрела младшего сына попадает в топкое болото, где он обнаруживает свою будущую жену-лягушку. Лягушка оказалась заколдованной девицей Василисой Премудрой. Она была заколдована на три года своим отцом Кощеем Бессмертным.

Иван-Царевич в один из моментов сказки обнаруживает лягушачью кожу своей жены и бросает ее в огонь. После чего Василиса Премудрая рассказывает ему о колдовстве, говоря, что для того, чтобы ее найти, нужно три пары железных сапог износить и три железных хлеба изгрызть, и исчезает. Далее Иван-Царевич встречает старичка, который дает ему клубочек, указывающий дорогу и оставляет в живых во время охоты трех животных: медведя, зайца, селезня и щуку. После этого он попадает в избушку к Бабе-Яге, которая помогает ему и рассказывает, где хранится смерть Кощея.

Иван-Царевич приходит на это место и находит дуб, на котором висит сундук. В сундуке сидит заяц, в зайце утка, в утке яйцо, а в яйце игла. На конце иглы смерть Кощея. И тут ему на помощь приходят медведь, заяц, селезень и щука, которым он ранее даровал жизнь. Совместными усилиями они добыли для Ивана-Царевича яйцо в котором была смерть Кощея.

Таким образом, Иван-Царевич победил Кощея и вернул Василису Премудрую.

Данная сказка отражает проблемы прохождения Эдипова Комплекса у Василисы. Девочка испытывает бессознательное влечение к родителю противоположного пола, т.е. к своему отцу Кощею. Отец, бессознательно опасаясь инцеста, заколдовывает дочь на три года, т.е. дает некий приказ ей отказаться от своей красоты, женственности, превратиться в лягушку.

Избавится от последствий неправильного проживания Эдипова комплекса (превращение в лягушку) Василиса пытается через мужа, который сжигает ее лягушечью кожу, что символизирует вступление в половую связь – потерю девственности, желание мужа владеть ею целиком. Но вследствие ее регресса она не способна на это, такие действия она принять не может, потому исчезает. Сам образ царевича говорит о том, что он пока не достиг мужской зрелости. Василиса дает ему указания, как эту зрелость достичь – пройти инициацию, а именно отречься от плоти: три пары железных сапог износить и три железных хлеба изгрызть. При этом освобождение Василисы может произойти только при смерти Кощея и победы над ним Царевича.

В сказке встречаются различные символы, которым можно дать психоаналитическую трактовку.

Стрелы, которые были выпущены братьями, имеют фаллическую символику.

Стреляют они с Широкого отцовского двора, что символизирует собой прохождение Эдипова Комплекса. Отец, как бы изгоняет своих сыновей из супружеской спальни.

Вероятно у Ивана-Царевича, как у младшего сына эмоциональная связь с матерью наиболее сильная. А проигрыш отцу в конкуренции за мать обрекает его на прохождение испытаний для обретения своей мужественности, преодоление первичного страха и инфантилизма.

Болото, в котором оказывается Царевна-Лягушка символизирует собой ее регресс к материнской утробе.

Кощей является собирательным образом авторитарного отца, единоличника-обладателя женщиной.

Выполнила студентка 1 курса Левинская М. А.

 


«Бессознательное не знает слова 'нет'.
Бессознательное не может ничего другого, как только желать» З. Фройд

Нельзя не заметить, что в названии сказки Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что заложена одна из центральных тем психоанализа - бессознательные влечения, которые постоянно стремятся к удовлетворению и тем самым побуждают человека к действию. Очень часто мы говорим себе: «что–то хочется, а что именно не понимаем» - это связно с тем, что бессознательным процессам тяжело пробиться в поле зрения сознания.

На первый взгляд название сказки кажется абсурдным и лишенным всякого смысла, что является верным для логики сознания. Однако совершенно иначе процессы протекают в бессознательном, где противоречий как таковых просто не может быть. Таким образом, сказка или миф, по мнению Юнга, выступает в роли ступени между бессознательным и сознательным мышлением. Сказка содержит в себе размышления о главных вопросах жизни человека, опыт поколений, архетипическую модель поведения - все это помогает справиться с психическими конфликтами и интегрировать бессознательные влечения. Эти же задачи стоят перед психоанализом. Психоаналитическая максима гласит «Там, где было Оно, должно стать Я». В связи с этим рассмотрим сюжет русской народной сказки через призму психоаналитической концепции.

Повествование сказки начинается с описания государства, во главе которого стоял король «холост-неженат» и была у него целая рота стрельцов. Стрельцы занимались охотой и снабжали королевский стол продовольствием. Можно предположить, что указание на семейное положение короля и сосредоточение внимания на удовлетворение потребности в приеме пищи говорит о прегенетальной организации психосексуального развития, иначе говоря - о ребенке, находящимся в оральной фазе.

Среди стрельцов, был у короля самый любимый - Федот, метко в цель попадал, никому промаху не давал. Однажды ранним утром на заре отправился стрелец на охоту, в густом лесу он увидел горлицу. Горлица – это лесная птица из породы голубей, в фольклоре употребляется как голубка, возлюбленная, любимая. Голубь, как известно, является символом верности. Герой встречает горлицу в густом лесу, чужеродной среде, месте, отдаленном от королевства, что указывает на такое явление как экзогамия – запрет браков и сексуальных отношений между членами родственной группы или локальной общности. Также данная среда может олицетворять семью девушки, из которой мужчина пришел ее забрать.

Федот стреляет в птицу из ружья и наносит ей рану, перешибает крыло, горлица просит не убивать ее, а принести домой живую. Ружье выступает в роли фаллического символа, описывается совершение полового акта. Стрелец попадает в крыло горлице, что говорит об ограничении свободы девушки, она больше не может свободно летать, теперь ее жизнь связана с покорившим ее мужчиной.

Горлица просит героя принести ее домой и когда на нее найдёт дремота ударить её наотмашь правой рукой. Данное действие представляет собой обряд инициации-замужества, символическую смерть в прежнем качестве - птицы и рождение в новом - человека. Федот выполнил просьбу горлицы, и обернулась она в красно-девицу.

Жена замечает, что служба стрельца совершенно не прибыльное занятие. Она просит его занять денег и всю сумму потратить на покупку разного шелка, из которого будет изготовлен ковер неземной красоты. При этом строго настрого запрещает мужу запрашивать свою цену за изделие. Процесс изготовление ковра напоминает процесс мироздания, сотворения мира, а также способности женщины воспроизводить новую жизнь. Здесь имеется ввиду не только физиологический процесс деторождения, но и подчеркивается огромная роль матери в формировании психики ребенка. Женщина не просто создает новую жизнь, но еще и наполняет её содержанием, как расшивает ковер разными нитями. В связи с этим, ковер, созданный руками жены, не имеет цены.

Ковер покупает дворцовый комендант и приезжает на обед к королю. Как только король увидел чудесное творение с изображением его государства, решил не отдавать ковра, заплатил за него двойную цену и повесил у себя во дворце. Данные процессы характерны для анальной стадии психосексуального развития, когда ребенок свой интерес направляет на продукты производства. Возникает желание овладевать объектом, удерживать в себе и не отдавать его. Продукт производства является для ребенка внешним объектом также, как и мать, в связи с этим возникает желание владеть им. Именно на этой стадии у ребенка формируется собственная картина мира, что определяется качеством интроецированного объекта.

Дворцовый комендант решил купить себе другой ковер и поехал домой к стрельцу, как только зашел он в светлицу и увидел жену стрельца, тут же позабыл обо всем, поразила она его своей ослепительной красотой. Комендант рассказал королю о стрельчихе, и он решил сам взглянуть на неё. Как только король увидел её красу необыкновенную, сразу же влюбился. Захотелось ему на жене стрельца жениться: «ей на роду написано быть королевою». Желание жениться на своей матери характерно для фаллическо-эдипальной стадии психосексуального развития. В период Эдипова комплекса сексуальное влечение мальчика направлено на мать, отец же, в свою очередь, воспринимается как конкурент, возникает желание устранить его. Король просит коменданта придумать как извести стрельца.

Комендант не мог придумать, как расправиться со стрельцом, и к нему на помощь пришла Баба-яга. Данный персонаж находится на границе мира живых и мертвых и является проводником в царство умерших. Можно сказать, что Баба Яга олицетворяет не просто смерть биологическую, а скорее символическую - посвящение во взрослую жизнь. Баба Яга является носительницей знаний и опыта. Она предлагает послать Федота в тридесятое царство за оленем «золотые рога». Мальчик в фаллической стадии развитии не может соревноваться с отцом в полной мере из-за размера его гениталий, они намного меньше, чем у взрослого мужчины. Рога оленя являются фаллическим символом, при помощи которых ребенок сможет реализовать свою фантазию о больших гениталиях. Жена стрельца помогает герою справиться с данным испытанием, просит своих слуг доставить оленя «золотые рога» из тридесятого царства.

Для Федота было приготовлено второе испытание: поди туда не знаю куда - принеси то не знаю что. В детстве ребенок воспринимает смерть как безвозвратную потерю, в связи с этим король не предпринимает прямых действий для расправы над стрельцом. Сознательная идея смерти, скрывает в себе бессознательное желание возвращения во внутриутробное состояние, лоно матери. Ребенок живет с представлением о бесконечности бытия. Ведь сама суть испытания будет связана с пребыванием в теле матери.

Жена вызвала своих слуг, но никто не знал о таком чуде. Тогда она дала стрельцу в дорогу ширинку и мячик и наказала, чтобы где бы он не был всегда вытирался ее изделием. Федот отправился на поиски загадочного предмета. Мячик привел его к большому дворцу, где его встретили три красивые девицы, по утру принесли они ему умывальню и полотенце, но стрелец его не принял, вытерся ширинкой жены и тогда девицы узнали рукоделие сестры. Ширинка переданная мужу является оберегом от совершения инцеста с членами родственной группы, так как муж отправился в чужое царство, место где он и повстречал свою суженную. Здесь же герой встречает свою тещу, и она активно принимается помогать Федоту, расспросила всех своих поданных, но никто не смог помочь в местонахождении данного чуда. Вдруг старая лягушка вызывается помочь стрельцу. Жаба в фольклоре ассоциируется с мудростью, матерью-землей, выступает как помощник при родах. Жабу считали символом матки. Именно женщины помогают герою справиться с данным испытанием, так как только они обладают знанием о таинстве зачатия и рождения.

Лягушка приводит героя к огненной реке, разделяющей мир живых и мир мертвых, сознательное и бессознательное. Она раздувается до огромных размеров перепрыгивает через реку и приводит героя к пещере. Данное действие повторяет процесс зачатия, Федот оказался в утробе матери, где исполняются все желания и удовлетворяются все потребности. Этим чудом оказывается не что иное, как источник изобилия пищи, то есть одна из форм источника жизни - Шмат-Наум. Герой просит Шмат-Наума присоединится к нему и пообедать вместе, так происходит встреча бессознательных желаний и сознания. После проявленной доброты Шмат-Наум соглашается служить герою. Лягушка является проводником, способная погрузиться в глубины бессознательного и снова подняться в сферу сознания. Таким образом, произошла символическая смерть - перерождение героя, теперь он встретился со своими желаниями и может ими управлять как взрослый зрелый человек.

Выйдя из потусторонней среды, Федот переходит от принципа удовольствия к принципу реальности - вынужден научиться представлять себе реальное положение вещей во внешнем мире и производить в нем реальные изменения. Шмат-разум предлагает стрельцу счастье добыть, разбивает на острове золотую беседку. К этому острову с моря подошли три купеческих корабля, везущие с собой различные диковинки. Шмат-разум попросил Федота поменять его на чудесные предметы, а он в свою очередь к нему обратно вернется. Три предмета повторяют в себе необходимые навыки и умения, которыми он должен обладать как взрослый мужчина: первый-маленький ящик с чудесным садом - способность преобразовывать окружающую среду, вторым предметом был топор – средство производства, с помощью которого строятся корабли, изготавливаются необходимые для жизни предметы, третья вещь - рог-фаллический символ, с помощью него можно собрать многочисленное войско - это способность отстаивать и защищать свои интересы, вступать в конкурентную борьбу.

По возращению домой, Федот просит своего слугу построить ему большой дворец, в своих владениях размещает большой красивый сад, строит множество кораблей и вызывает на службу многочисленную армию. Таким образом, он устанавливает свою власть отца, с которой ребенок не может соперничать. Желание ребенка жениться на своей матери разрушает его царство. Король погибает, но не в биологическом смысле, а в символическом - он просто вытеснят данный конфликт и забывает о травмирующих событиях, его претензии на мать прекращаются, и он подчиняется воле отца.

Студентка 1 курса, Микульшина Анна Юрьевна

 

Раздел "Сказки"

   Другие эссе студентов 1-го курса:

   Психоанализ сказки о мертвой царевне и семи богатырях

   Психоаналитическое понимание сказки про Колобка

   Эссе на тему сказки «Красная Шапочка», на тему сказки «Синяя Борода»

   Психоаналитическое резюме на аниме Pandora Hearts

   Психоаналитическое эссе на тему сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

   Психоаналитическая интерпретация сказки «Медведь – липовая нога»