Институт Психологии и Психоанализа на Чистых прудахФрейд адаптированный для детей

Теория нарциссизма Андре Грина

Темой данной дипломной работы является «Теория нарциссизма Андре Грина», как важный вклад в понимании феномена нарциссизма.

Понятие «нарциссизм» было впервые введено в научную литературу, английским ученым Эллисом, который описал одну из форм извращенного поведения и соотнес её с мифом о Нарциссе. Согласно этому мифу, необычной красоты юноша Нарцисс отвергал всех женщин, желавших его расположения и любви. Когда одна из отвергнутых им (нимфа Эхо) не вынесла страданий безответной любви и умерла, богиня правосудия Немезида решила наказать Нарцисса: увидев своё отражение в воде озера, юноша настолько влюбился в него, что, будучи не в состоянии оторваться от созерцания собственного образа, умер от тоски, так как отражение никогда бы не смогло ответить взаимностью. В психоанализе термин «нарциссизм» был использован Зигмундом Фройдом впервые в 1910 году для характеристики процессов либидо, направленных не на другие сексуальные объекты, а на собственное Я. По мере развития его учения, происходили изменения и дополнения значения нарциссизма. В конечном счете, в психоанализе понятие нарциссизм использовалось преимущественно для обозначения осознаваемой и не неосознаваемой самовлюбленности, а также двух форм нарциссизма: первичного - когда в ранний период детства либидо ребенка обращено полностью на себя и вторичного - когда либидо взрослого человека дистанцируется от объектов и обращается на своё Я. В психоаналитической традиции проблема нарциссизма и отдельные её аспекты, в той или иной мере, разрабатывались многими аналитиками, уточнявшими отдельные положения концепции З.Фройда. Это такие выдающиеся последователи как Г. Резенфельд, Ж. Лакан, Д. Винникот, Б. Грюнберже, Р. Бриттон и многие другие.

Важный вклад в исследование нарциссизма внёс французский психоаналитик Андре Грин. В своей монографии 1983 года «Нарциссизм жизни и нарциссизм смерти» он описал формирование нарциссизма и его структуру, предоставил свою точку зрения связи нарциссизма и страха, психической боли. Рассмотрел специфику телесного, интеллектуального и морального нарциссизма.

Андре Грин описывал рождение нарциссизма, которое разделял на несколько этапов:

1. Совместное тело младенец – грудь, оральные влечения.

2. На втором этапе происходит: потеря груди; обнаружение её вовне. Грудь, как нарциссический объект находится снаружи, происходит восприятие целостности материнского тела. Привязанность к груди, которая находится на материнском теле и аутоэротизм (сосание пальца). Потеря объекта является момент, когда наступает переход к принципу реальности. Ребенок объединяет свои сексуальные влечения, которые до этого были аутоэротичные, для того чтобы получить объект любви. Он начинает принимать свое собственное тело в качестве объекта любви и лишь после этого преступает к поиску объектов вовне самого себя.

3. Нарциссизм рождается вследствие объединения сексуального влечения, имеющее своей целью создания объекта согласно модели, исходящей из суммирования предыдущих восприятий объекта. Развитие Я приводит к тому что, парциальный объект, как бы изолируется («отрезается») и Я становится объектом любви.

4. На четвертом этапе происходит поиск гомоэротического объекта, при котором значение гомоэротического представлено родителем, который в процессе становления является тотальным объектом. А.Грин ссылался на З.Фройда, который отрицал на этом этапе разницу между полами и так как пенис принадлежит обоим полам, присваивает, таким образом, его и матери.

5. Следующий этап – это поиск аллоэротического объекта, то есть другого объекта, отличного от себя с установленной разницей между полами (фаллический – кастрированный, двойная идентификация). Эдипов комплекс развивается в направлении создания Сверх-Я, которое спасает нарциссическую целостность. Сверх-Я является наследником Эдипа, а Идеал -Я – нарциссизма.

6. На шестом этапе идет узнавание или новое узнавание наличия вагины. Половая дифференциация или сопоставление пениса с вагиной – это незыблемость нарциссической линии по ту сторону этого узнавания. А.Грин ссылался на З.Фройда, который указывал на то, что ощущение единства Я является очень хрупким переживанием, о чем свидетельствует анализ «океанического чувства» другими словами нарциссического всемогущества.

7. Нарциссизм и дуалистическая организация влечений. (где З. Фройд с самого начала противопоставлял объектное либидо – нарциссическому.)

В своей работе А.Грин указывал, что неполноценность и зависимость выступают как термины, взаимосвязанные между собой. Неполноценность, потому что, существующая нехватка объекта не восполняется аутоэротизмом, а зависимость, потому что, находясь во власти желания, субъект повергается в еще более ужасный гнет. Это необходимый процесс для душевной организации и его необходимо преодолеть, чтобы приобрести структуру. Также здесь заметно воздействие влечения к смерти, как и в случае с торможением цели. «Быть опять своим собственным идеалом даже в отношении своих сексуальных стремлений, как это было в детстве, — вот чего люди стремятся достичь как высшего счастья ».

Далее хочется выделить некоторые работы Андре Грина. В работе «Мертвая мать» А.Грин описывает комплекс, который формируется у ребенка в связи с депрессией матери. Мать по той или иной причине, впала в депрессию. Это могло быть спровоцировано потерей любимого объекта: родственника, ребенка или другого объекта, сильно инвестированного матерью. Так же может идти речь о депрессии разочарования, наносящая нарциссическую рану: любовные отношения отца, бросающего мать; унижения и т.д. В следствии чего, на первом плане появляется грусть матери и уменьшение её интереса к ребенку. Происходит резкое изменение материнского имаго. И если ранее до депрессии матери, ребенок чувствовал себя любимым, то после, ребенок ощущает резкую дезенвестицию, что влечет за собой в дальнейшем формирование собственной скрытой депрессии.

В данной работе Андре Грин предложил различать два вида первичного нарциссизма: позитивный первичный нарциссизм – связанный с Эросом, стремящийся к единству и к идентичности. И негативный первичный нарциссизм, связанный с разрушительными влечениями, который манифестируется не в ненависти по отношению к объекту, которая вполне совместима с замыканием первичного нарциссизма на себя, а в тенденции Я к разрушению своего единства и в стремлении Я к Нулю. Клинически это проявляется чувством пустоты, столь характерно для депрессии, которая всегда является результатом нарциссической раны, с утечкой либидо. В этот момент, все либидо носит отпечаток нарциссизма. В таком случае, вся либидинозная утечка будет являться нарциссической потерей, переживаемой на уровне Я.

В работе «Моральный нарциссизм» Андре Грин представляет структуру морального нарциссизма на подобии того, как З.Фройд дает структуру морального мазохизма.

В своем исследовании «Экономическая проблема мазохизма» З.Фройд пришел к разделению мазохизма как выражение импульса смерти на три субструктуры: эрогенный мазохизм, женский мазохизм, моральный мазохизм. А.Грин исходя из клиники, выделил несколько вариантов и субструктур нарциссизма:

- телесный нарциссизм, который относится к чувству, аффекту тела, либо к его репрезентациям. Сознание тела и восприятие тела - являются элементарной базой этого нарциссизма;

- интеллектуальный нарциссизм, который проявляется в инвестировании владения интелектом с чрезмерным доверием к нему, часто опровергаемым фактами. Это форма, как указывал Грин, напоминает нам иллюзию интеллектуального мастерства. Это вторичная форма всемогущества мысли. Это всемогущество мысли, подчиняющее второстепенные процессы своей задаче;

- моральный нарциссизм. «Как только появляется удар, который можно получить, - говорил З.Фройд, - мазохист подставляет щеку». Но, не таков случай морального нарцисса и перефразировав Фройда, Грин писал, что «как только нужно отказаться от какого-либо удовлетворения, моральный нарцисс выступает добровольцем».

Андре Грин сравнил мазохистические фантазмы с фантазмами нарциссическими и указывал на то, что в мазохизме речь идет о том, чтобы быть побитым, униженным, опороченным, принужденным к пассивности, но пассивности, которая требует присутствия Другого. Это требование Другого, существует до того момента, пока садист может поддерживать свое желание, не разрушая объект своего наслаждения. С нарциссом ничего подобного не происходит. Здесь речь идет о том, чтобы быть чистым, то есть быть одиноким, отказаться от мира, от своих удовольствий, как и от неудовольствий, ибо мы знаем, что из неудовольствий можно извлечь удовольствие. Страдание не ищется, но и не избегается, какую бы энергию субъект ни использовал, чтобы ее сэкономить. З.Фройд говорил о мазохисте, что на самом деле он хочет, чтобы с ним обращались, как с маленьким ребенком. Замысел морального нарцисса противоположен: он хочет, как ребенок походить на родителей, где некая часть его представляет, как людей, для которых владение собственными влечениями не составляет проблемы; он хочет быть взрослым.

Последствия могут быть различными в обоих случаях. Мазохист маскирует под cвоим мазохизмом ненаказанную провинность, результат нарушения, из-за которого он чувствует себя виноватым. Моральный нарцисс не совершил никакой провинности кроме той, что застыл в своей инфантильной мегаломании и по-прежнему в долгу перед своим Идеалом Я. Последствие, как таково, что он не чувствует себя виноватым, но ему стыдно, что он - лишь то, что есть, или что он претендует на то, чтобы быть большим, чем он есть.

З.Фройд писал, что саморазрушение не может совершаться без либидинозного удовлетворения. Какое же удовлетворение находит моральный нарцисс в своем обеднении? А.Грин считал, это чувство, что он (нарцисс) становится лучше с помощью отказа. Это не может не напомнить отношения между этой нарциссической формой и первичным нарциссизмом детства в его связи с аутоэротизмом.

Таким образом, А.Грин указывал….. если Фройд говорил, что мазохизм ресексуализирует мораль, то нарциссизм превращает мораль в аутоэротическое наслаждение, в котором наслаждения разрушаются.

 

И В ЗАКЛЮЧЕНИИ ДАННОЙ РАБОТЫ МОЖНО СДЕЛАТЬ НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ……

Младенец - это нарцисс от природы. Он заимствует свои сексуальные объекты совершенно аутоэротически из своих телесных переживаний. Это и называют первичным нарциссизмом, который переживает в себе самом каждый человек, бессознательно. Первичный нарциссизм - это ранний период детства, когда либидо ребенка обращено полностью на себя. С прогрессивным развитием сдвигается выбор объекта с Я на значимые для ребенка личности, которые заботятся, кормят, ухаживают и защищают. Вначале это мать или её заменяющие: бабушка, няня, сиделка, воспитательница, а в дальнейших стадиях развития, при половой дифференциации для мальчика - мать как заботящаяся женщина, для девочки - отец как защищающий мужчина.

По-другому формируется развитие, когда индивид не смог найти путь нормального выбора объекта. Здесь, начинает действовать так называемая сила регрессии, а с ней - застревание на ранних стадиях, с особой силой притяжения, способствующей точке становления психического процесса, что ведет к вторичному нарциссизму, к полному переключению влечений на собственное тело, т.е. происходит изъятие либидо из объектов и возвращение его вновь на Я.

Каков же портрет нарцисса?...

Он уникальное «Существо», телесно и душевно всемогущ, независимый и автономный от всего чего он хочет, но другие зависят от него без его малейшего желания. Однако среди членов своей семьи, своего клана, своей расы - они избраны из очевидных знаков святости их образов. Они впереди всех, управляют вселенной, временем, смертью. Они несомненно в прямом диалоге с самим Господом Богом и лишь он им равен, в тени которого они соглашаются жить. Вообще, переживания нарциссической личности характеризуется резкими полярностями: грандиозностью или ничтожностью. Им присущи такие чувства как стыд, зависть, фальшь, ощущение пустоты, собственной неполноценности и противоположные - тщеславие, высокомерие, демонстративная самодостаточность, эмоциональная непроницаемость. Присуще чувство, что они недостаточно хороши естественным образом, не идеальны.

Преобладающие страхи таких личностей - это страх, что их используют, нарушат границы их личного пространства, укажут на их личную несостоятельность, их пугает процесс старения. Они боятся зависеть от кого-либо, хотят единолично управлять своей жизнью без постороннего вмешательства.

Но говоря о нарциссизме, мы всё же различаем:

- позитивный нарциссизм или как говорил Андре Грин нарциссизм жизни, при котором инвестиция субъекта преобладает. Это не означает, что индивид находится в альтруистической любви. Субъект инвестирует объект, а объект инвестирует субъект, можно сказать, что он любит и его любят. Человек придает большое значение объектам, преобладает позитивная инвестиция объектов;

- негативный нарциссизм или нарциссизм смерти, который связан с преобладанием деструктивности, когда объекты не инвестируются. Случается, что деструктивность бывает настолько ярко выраженной, что, тогда как к внутренним, так и к наружным объектам направляется лишь разрушительная ненависть. Объекты не инвестируются положительно, а ненависть к себе и к другим приводит к самоуничтожению. Так человек снижает свои жизненные способности и возможности.

Таким образом, изучение и осмысление проблематики нарциссизма в роботах Андре Грина, является важным вектором становления и рассмотрения целого ряда принципиально важных психоаналитических идей, способствующих развитию теории и практики, как классического, так и современного психоанализа.

Инкина О. К. 2016 г

 

Раздел "Статьи"

 

   Другие статьи преподавателей и студентов института:

   Психоаналитический анализ сказки о мертвой царевне и семи богатырях

   Психоаналитическое понимание сказки про Колобка

   Проекции и контрперенос в работе с подростком

   Сравнение отношения ко Злу/Тени

   Эссе на сказку «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

   Я чувствую – значит Я существую!