Институт Психологии и Психоанализа на Чистых прудахСальвадор Дали

Жаклин Шаффер. Женское: один вопрос для обоих полов.

Жаклин Шаффер, психоаналитик, действительный член Международной психоаналитической ассоциации, титулярный член Парижского психоаналитического общества, обучающий, тренинг - аналитик по психоанализу взрослых в Парижском институте психоанализа, Лауреат психоаналитической премии им. Мориса Буве (1987 г).

Перевод с французского Коротецкая А. И.

В 1937 году Фрейд указал на камень преткновения, о который разбиваются многие усилия психоаналитиказа. Он назвал это : «отказ от женского, у обоих полов… часть великой огромной загадки, того, что называют сексуальностью» (статья З.Фрейда «Анализ конечный и бесконечный»).

Этоа загадка, которая непрестанно ставит вопросы перед психоаналитиками, как, впрочем, и перед остальными людьми, – различие между полами. Фройд Фрейд фантазирует о том, что если бы нас посетили инопланетяне, то самым большим удивлением для них было бы обнаружение этого различия.

Банальное различие, но оно навязывает неизменную потребность в психической работе, которая помогла бы любому человеку -- ребенку или взрослому, мужчине или женщине, философу или ученому, живущему в семье или в обществе, применить все свои усилия, для того, чтобы справиться с последствиями этого различия.

Вспомним, что Фройд описывает развитие психосексуальности, используя для этого три пары понятий: активность / пассивность анальной организации; универсальный пенис / кастрированный пенис фаллической организации, и, наконец, пару мужское/женское начиная с пубертата, на стадии, которую называемойют генитальной.

Если активное –- пассивное описывает пару противоположностей или полярностей, то фаллически - кастрированное –- полное функционирование или отсутствие оногоникакое, и лишь пара мужское\женское описывает настоящую разницу, разницу между полами.

Женское – вот что создает проблему в вопросе различия полов, потому что женское тяжелее всего втиснуть в кадр анальной или фаллической логики. Не видимый, секретный, чуждый женский пол, является носителем всех опасных фантазмов. Он смущает мужчин, потому что женский пол вызывает образ кастрированного пениса, что заставляет их переживать, опасаться за целостность их собственного органа, но особенно потому, что открытость женского тела, ее способность к сексуальному наслаждению и к принятию большогоих количества постоянных константных либидинальных импульсов, являются источником страха, как для мужчин, так и для женщин.

На траектории развития, которая проложеннойкладывается от пары фаллическое-кастрированное фаллической организации до пары мужское/женское, я полагаю, что психосексуальная идентификация не завершается окончательным образом, ано она находится в постоянном формировании и поддержании, в зависимости от константных либидинальных импульсов, а также в зависимости от конфликтов, связанных с различием полов.

Именно эти константные импульсы влечений воспринимаются «Я» как насилие и, по мнению как говорил Фройд, принуждают его к «необходимости работы». Также именно под их воздействием [постоянных либидинальозных импульсов] «Я» дифференцируется из «Оно», возбуждение становится влечением, человеческая сексуальность дифференцируется от сексуальности животных, которая подчиняющееется лишь гонке и течке. Психосексуальность с ее постоянными импульсами – важное чисто человеческое важное явление. Она развивается в отношениях и зависит от того ответа, который дает реальный объект.

 

В контексте отношений Мать не инвестирует одинаковым образом и сына и дочь.

Мальчик главным образом удовлетворяет, прежде всего, ее фаллический нарциссизм. Т, тогда как дочь, – поскольку она того же пола, что и она, и того же пола, что и ее собственная мать, – может пробуждать в ней самой или чувство соперничества, или же собственный страх так называемого фантазма женской кастрации, а , но так же и другие более архаические страхи -- инцеста и женского наслаждения. Настоящий инцест предполагает инцест, в котором всегда присутствует мать, и всегда возвращающийется к материнскому животу.

Мать, поскольку она возобновляя после рождения младенцает свою женскую сексуальную жизнь, передает младенцу-дочери вытеснение, молчание, которое касается эрогенности своей вагины,, то, что называютется первичным вытеснением вагины. (М.Фэн, Д.Брауншвейг «Ночь, день» -- психоаналитическое эссе о ментальном функционировании). Речь идет о том, чтобы уберечь дочь не только от желания отца, но иа от материнского вожделенаслаждения, а также о том, чтобы подготовитьить ее к пробуждению ее собственного пола в отношениях с ее будущим любовником. Мать чаще всего подчиняет свою дочь логике фаллического, символического, закону отца.

Из-за этого первичного вытеснения целиком все тело девочки начинает будет развивать диффузные эротические качества дляи будет подготововки к пробуждению желаний со своим будущим любовником. Я использую слишком свободноПримером может служить сказку сказка о Спящей красавице, которая ждет, что ее разбудит принц.

Для того, чтобы Спящая красавица могла спокойно спать под защитой этого первичного вытеснения, необходимо, чтобы она смогла инвестировать в ожидание.

Если же мать, посланница кастрации, говорит своему мальчику, который носвозится со своим пенисом: «Будь осторожен, иначе он тебе принесет много неприятностей!», то своей дочери она скажет: «Жди, ты увидишь, твой принц однажды придет!». Следовательно, мать является посланницей ожидания.

Мальчик, предназначенный, в принципе, для захватнической сексуальности захвата, то т.есть е. для пенетрации, изначально организуется заранее, благодаря своему страху кастрации, в активности и в управлении ожиданием. Он силен, как отец, и не должен плакать, как девочка. Девочка предрасположена к ожиданию: сначала она ждет пенис, потом, – чтобыкогда выроаслатет грудь, затемпотом – свои первые «регулы», после их появления ждет ихтом - каждый месяц, затем она ожидает свой первый контакт с мужчинойраз, она ожидает пенетрации, позже ожидает ребенка, позже следомзатем – роды, позже после – отнятие от груди [sevrage] и т.д. Она никогда не останавливается в своем ожидании….

Это, однако, это не мешает развырабатывать всякого рода детские сексуальные теории и думать о том, что имея она пенис, все было бы намного лучше, имей она пенис. Фантазм о том, что то, что ей не хватающий ей пенисет, «вырастет» позже поворачивает ее к отцу, который заменит ее отсутствующий пенис при рождении ребенка.

Идет ли речь лишь об ожидании ребенка от отца в качестве репарации ущерба не. получения пениса от матери, для того, чтобы заполниться нарциссически наполниться или же речь изначально речь идет об ожидании быть эротически любимой им эротически? Детское желание, для по мнению Фройда Фрейдау, предшествует желанию эротическому желанию. Женские эротические желания к отцу им не упоминаются.

 

Фаллическое: обязательный переход

Возникает вопрос, -- с момента восприятия анатомической разницы между полами, что, согласнопо Фройду Фрейду, имеет значимость травматизма, --каким образом девочка может распознать себя как сексуальная сущность в при отсутствии этого пениса, который является для нее носителем всех нарциссических ценностей?

Ее бессознательная хитрость будет заключаться в том, чтобы аннулировать эту разницу, которая приносит столько проблем, и принять фаллическую логику. Зависть к пенису является нарциссической фаллической завистью, никоим образом не эротической. Тогда как в эротическом плане девочка знает очень хорошо, что отсутствие пениса вовсе не мешает ей переживать всякого рода ощущения наслаждения. Она так же хорошо знает, что аутоэротизм является объектом конфликта, и этот конфликт как-то связан с родительскими объектами.

Фаллическая организация является необходимым переходом (этапом), как для девочек, так и для мальчиков, поскольку нарциссическая сверхинвестиция пениса позволяет разгрузку имаго прегенитальной всемогущей матери и материнского заточения.

Мальчик, в принципе, находится в лучших условиях, потому что у него есть пенис, который отсутствует у его матери. Он может начать, благодаря своему страху кастрации, символизировать часть как целое, опираясь на свою отцовскую идентификацию. Но каким образом может дочь символизировать свое внутреннееость [interieur], котороеая является цельностью, и как она может этоу своею внутреннееость отделить от таковой ее матери?

«Поскольку мать не дала ей пенис, у дочери появляются полные ненависти упреки, - говорит ФройдФрейд, - и она поворачивается к своему отцу».

Признание реальным отцом женственности своей дочери является основополагающимей. Именно отцовский взгляд, отличный от взгляда – «зеркала» матери определяеит судьбу женственности дочери этой женщины в смысле появления желания быть рассматриваемой и желанной мужчиной. Взгляд отца, который может говорить: «Ты красивая маленькая девочка», но так же и: «Однажды твой принц придет!».

Эта теория ФройдаФрейда, согласно которой маленькая девочка является «маленьким мужчиной», вплоть до подросткового возраста, вызывала и вызывает еще до сих пор множество дискуссий и полемик.

Впечатляющим открытиемБольшим открытием впечатлением подросткового возраста является обнаружениеткрытие вагины. Фройд Фрейд говорит, что она игнорируется на протяжении всего детства обоими полами из-за чрезмерной нарциссической инвестиции пениса, который является единственным известным половым органом в детстве. Вагина не является инфантильным органом. Маленькие девочки не игнорируют наличие у то, что у них есть полостиь, у них есть внутренние переживания, связанные с эдиповыми эмоциями, ано так же связанные и с телесными архаическими следами из-за телесной близости с первичной матерью, первичной соблазнительницей, согласно ФройдуФрейду. Однако, настоящее открытие эротической вагины, глубинная эрогенность этого органа может быть открыта открыта осознана лишь в отношениях сексуального наслаждения.

Этот взрыв женского с самого начала подросткового возраста меняет все. Комплекс кастрации становится не таким, как прежде: он идетпойдет дальше страха потери пениса или страха не иметь его вовсе. Как могут мальчики использовать свой этот пенис в сексуальных отношениях? Как встретиться с женским, который которое становится не просто отсутствием пениса, а другим полом? Какая невероятная тревога!

Как девочке переносить эти телесные трансформации, которые уже не имеют отношения к нехватке, потому что рост, [о котором она мечтала,] уже начался, но не пениса, а груди? Трансформации тела опасно приближают ее к первичной сцене и к инцестуозным реализациям. И как можно оторваться от материнского имагоимагообраза, когда тело дочери начинает напоминать тело матери, часто настолько, что в фантазме можно эти тела нередко можно перепутать в фантазме?

Как можно переработать те фантазмы, которые рождаются из обнаружения этого нового органа – вагины? У обоих полов к страху кастрации добавляется страх пенетрации, но несимметрично, что отмечает различие. Пара «фаллическое-кастрированное» должна будет переработаться ив создатьние паруы «мужское-- – женское».

Подразумевая дДругой пол, и для мужчин, и для женщин, всегда имеется в виду женский. Фаллическое является одинаковым для всех. Ассимиляция фаллического мужским является необходимостью первичного инвестирования мальчиком своего пениса, но лишь тогда, когда вступает в силу взрослая сексуальность, фаллическое и мужское становятся антагонистами (противниками). Если же этого не происходит, то тогда появляетсяесть риск двигаться в сторону обесценивания, презрения или ненависти женского.

 

Женский эротический мазохизм

Зачем взвывать к неистовству влечений? Мы посмеем озвучить тоПотому, что скандализирует женскоего, и мы посмеет это озвучить, -- это эротический мазохизм. Именно он заставляет маленькую эдипову девочку говорить: « Папа, сделай мне больно, ударь меня!» (второе сильно вытесненное движение фантазма «ребенка бьют»). И влюбленная женщина говорит своему любовнику: «Делай со мной все, что ты хочешь, обладай мной, побеждай меня, покоряй меня!» Естественно, необходим тонко чувствующий любовник, который не будет использовать это первертным способомобразом.

Таким образом, я отдаляюясь от концепции женского - «кастрированного» или «инфантильного», чтобы датьдадим теперь определение женскому эротическому мазохизму, который способствует сексуальным отношениям наслаждения между взрослыми мужчиной и женщиной.

Речь идет о психическом эротическом мазохизме, не первертном или агированном. Это не взывание ни к агированному садизму, ни к садо-мазохистическому отношению, ни к предварительному ритуалу, а речь идет о способности раскрываться и отдаваться сильному либидинальозному возбуждению и обладанию собой с сексуальным объектом. В процессе разъединения влечений этот эротический мазохизм обеспечивает нужные связи для единения «Я», для возможности того, чтобы он мог бы себя переделать и открыть. Этот эротический женский мазохизм является гарантией сексуального наслаждения.

Женщина не может отдаваться полностью без любви, именно поэтому она более чувствительнарасположена, по мнению как говорил ФройдФрейда, к потере любви и находится в большей опасности впасть в депрессию при потере объекта любви.

Мировая опера обличавиняет эту не - симметрию .

« Если ты меня бросишь, - я тебя убью тебя!» - кричит Дон Хоссе Кармен.

Мадам Баттерфляй: « Если ты меня бросишь, я убью себя».

Любовник, в условиях, когда его «Я» может подчиняться константным либидинальным импульсам, переносиесет их в тело женщины. Он должен будет столкнуться в ней [в женщине] с конфликтом между своим либидо и защитами своего «Я». Любовник дДля женской сексуальности любовник является тем же, чем является то есть влечение для «Я»: требованием принять чужого, одновременно родного и тревожащего. Женщина, Сследовательно, женщина, против своего желания, вынуждена проводить «работу женского».

Это не гимн мазохизму, а выдающемуся психическому творению, каким является со-творение женского и мужского в сексуальных отношениях наслаждения. Все то, к чему взывает сексуальное наслаждение, является непереносимым для «Я», а также и для Сверх«Сверх-Я»: зло, потеря контроля, размытостьие границ, обладание, подчинение, падение во всех смыслах словатермина.

Этот эротический мазохизм мы квалифицируем как женский, однако он относится к женскому, как у женщин, так и у мужчин. Женщины тут являются заранее подчиненными из-за их психической, психологической и сексуальной структуры; мужчины же лучше вооружены, своим страхом кастрации и способностью к активности они для того, чтобы снижаютзить большиенаплыв количества мазохизма. посредством своего страха кастрации и использованием использования активности.

Женщины, однако, испытывамеют большую необходимость в эротическом мазохизме, и если они его не обнаруживают или же не встречают того, кто может его из них всколыхнутьырвать, то они рискуют обратиться к моральному мазохизму. Они в большей опасности из-за своей зависимости от объекта и из-за своего «Сверх-Я»Сверх-Я, который является более обезличенным по сравнению со «Сверх-Я» Сверх-Я мужчин.

Мать, - вестница ожидания, является инициатором сплетения влечений и формирования ядра первичного эрогенного мазохизма, на который котором позже может укрепиться женский эротический мазохизм. Первичный эрогенный мазохизм позволяет инвестировать эротически болезненное напряжение, поддержать неудовольствие из-за невозможности удовлетворить влечения.

Первичный мазохизм может служить точкой фиксации и точкой запуска смертоносной дезорганизации.

Самый распространенный женский фантазм – об изнасиловании, появляющийся в подростковом возрасте, и который отмечающийет переход от страха прегенитального внедрения к страху генитального внедрения, является – знаком этого женского эротического мазохизма. « Сделай мне больно, Джонни!» - поют юные девушки, они же замирают от страха и удовольствия, когда смотрят фильм про «Кин-конга» или про «Красавицу и чудовище».

Сексуальность связана с – это больюно. Она нуждается во времени, в словах, в энергии, для того чтобы встретить и поддерживать отношения.

У мужчина чаще всего обнаруживается имеет фантазм о гареме. Однако, он может так же иметь доступ к эттакому же опыту принятия больших количеств либидо и наслаждения, если он способен может позволить своему пенису быть одержимым константными импульсами влечений в случае, если он способен идентифицироваться с женским у женщины. Ему необходимо также вооружиться эротическим мазохизмом, чтобы прийти к тому, как чтобы выразился сказать, как этот одиннекий пациент, к следующему: « Вы не представляете себе, что означает для мужчины потерять себя!». Другими словами, -- избавиться на время от анальных и фаллических защит своего «Я».

Сексуальное наслаждение характеризуется имеет теми же свойствами, что и влечениявлечение: оно питает и взламывает психизм, является клеткой для больших количеств постоянных импульсов влечений, оно принуждает, как писал говорит Фройд Фрейд, к «необходимости работы». Нет возможных путей отхода, нет парапротивовозбужденияй. П, поэтому он толкает, с «постоянной силой от которой индивидуум не может спастись бегством… . Именно из-за этого постоянного давления он получил имя название влечение». Ж. Лакан добавляет : «константность Константность давления запрещает всякую ассимиляцию влечения какой–либо биологической функцией с определенным ежедневным ритмом ..….Нет ни дня, ни ночи, ни весны, ни осени: это постоянная величинасила». Итак, эта постоянная сила игнорирует сезоны или время, детствоа или старостьи. Его сСила мужчины может варьировать, но постоянство влечений остается неизменноым. Именно потому, что его импульсы толчки постоянны, влечение всегда неудовлетворенно, а удовольствие это качество, разработанное(идущего??? ИЗ) «Я»Я .

« Еще более чуждое, чем кажется, - пишет Фрейд…, что олицетворяет вероятность того, чточто нечто в самой природе сексуального влечения не расположено к его полному удовлетворению».

Именно это поддерживает желание, всегда новое, нескончаемое. К, как и психическая работа, связанная с влечением, ткак и аналитическая работа.

 

Работа женского

Я предполагаю, что это именно « работа женского» у мужчин, как и у женщин, обеспечивает доступ и поддерживаетние различия различией между полами, всегда конфликтную конфликтноеая,и которая способствующееет формированию психосексуальной идентичности. Эта Такая идентичность, тем временем, остается нестабильной, поскольку это постоянная работа, которая и всегда постоянно находится под угрозой регрессии к оппозиции активное-пассивное или к паре фаллическое- кастрированное, э. Эти обе пары обе облегчают задачу «Я» в его « необходимости работы» при столкновении с постоянными импульсами сексуального влечения.

У женщины «работа женского» состоит в преодолении, всегда в завоевании структурирующего конфликта, который она отрицает, или говоряит «нет»- женской сексуальности.

Чего желает женщина? Ей хочется Она желает одновременно двух противоположных вещей. Ее «Я» презирает, ненавидит поражение, но ее женский пол этого хочет и даже более, того -– этого этого требует. Ее пол требует падения, поражения, «мужское» мужчины, то т.есть е. антагониста «фаллического», ее детская сексуальная теория состоит в избегании различия между полами, и, следовательно, своего «женского». Ее пол желает значительных больших количеств либидо и эротического мазохизма. Вот где скандал « женского». Иначе говоря, женщина хочет быть одновременно признанной и как субъект и как объект.

«Работа женского» у мужчин состоит в стремлении том, чтобы позволить себе находиться под властью быть доминированным постоянныхми либидинальныхми импульсовами и позволить переноситьести их в тело женщины, то. есть суметь всегда постоянно желать женщину, быть способным распознавать в себе самом эту женскую «плохостьинаковость» [alteritee], которая может вызывающують у него желание завоевать женское у женщины и призывает его к открытию этого женского. Это предполагает, что он достигает того, что временного сможет ослабтпустилениять на время контроляь над своим «Я», преодолевает фантазмы о пенисе, который в сексуальных отношениях старается прежде всего подтвердить свою твердость, и не поддаваясь будет терроруизирован фантазмовами, связанныхми с опасностью тела женщины- – матери. И; а также это предполагает, и что его страх перед собственной архаической матерью, перед собственным наслаждением или перед наслаждением женщины не приведет его всего лишь к разрядке.

«Кто тот, кто во имя удовольствия не робеет, начиная с первых же более серьезных шагов по пути к наслаждению?» написал Ж. Лакан. Я Можно добавляюдобавить: к наслаждению другого.?

Удовольствие, как и оргазм, остается на службе связывания влечений, возвращения в «Я»Я, тогда как наслаждение -– на службеэто развязыванияе влечений, поскольку это выход за пределами пределы «Я»Я (ek-stasis), потеря границ, по ту сторону принципа удовольствия «Я»Я.

Глубинным ужасом для обоих полов является близость половых органов матери, откуда из которой все вышли. Эта жадность ненасытность импульсов влечений, всегда неудовлетворенных, может лишь ужасать, если она возвращает к пожиранию, поглощению, а материнское тело является– объектом ужаса и потерянный рай слияния - смешения. Именно для того, чтобы противостоять и победить этот ужас, появилось сексуальное наслаждение.

Я обращаюсь кМожно отметить, как храбрости храбрсмело в 1912 г заявилсть Фрейда, который в 1912 году г. пишетписал: «ЧЧчтобы стать в любовной жизни по по-настоящему свободным и тем самым счастливым, необходимо преодолеть всякое любое уважение к женщине и свыкнуться с представлением об инцесте с мамой или сестрой.»

Следовательно, пара мужское- - женское сформулировалась, следовательно, вкак со-творении е.

Встреча и поддерживание любовного эротического отношения между мужчиной и женщиной является -- постоянной постоянная работойработа. И, ибо ибо женское находится всегда постоянно в движении разработки и неразработки по направлению к отказу от женского, который дремлющегоет в каждом из нас. Женское это есть, следовательно, то, что постоянно завоевывается вновь мужским. Это то, что поддерживает желание.

Это, по-моему, это условие настоящей эмансипации, свободной от войны между полами и от доминирования одного пола над другим. Лишь в этих условиях мужчины могут не бояться больше женщин.

 

По ту сторону фаллического: женское

Если мужской нарциссизм является, прежде всего, фаллическим, из–за страха кастрации, направленного на егоих пенис, то у женщин тело инвестировано целиком, которое но это зависит от подтверждения взгляда другого, инвестировано целиком. Женский нарциссизм, это, м, прежде всего,, -- телесный нарциссизмсен, даже если он может быть инвестирован также фаллическим образом. Следовательно в этом состоитТаким образом это является различием между женским и женственностью. Женственность -- это видимость, приманка, маскарад, аксессуары для соблазнения, что хорошо присживается с фаллическим. «Женское» -- это внутреннее, невидимое и тревожащее. Женственность -- это тело, женское -- это плоть.

Требованием Ффаллическийого нарциссизм требуета является необходимость восхищенияать, женский женского нарциссизм а -- быть желаемой.

Женщина, чей нарциссизм не может основываться на фаллических ценностях, остается более зависимой от объекта, который утверждает ее в своем нарциссическом образе, и она создает свой либидинальный объект на стремлении желании быть желаемой. Если же она зависит лишь от своего образа в зеркале, если она не сформировала достаточно ценные внутренние объекты и если любящий ее объект не может ей дать сиянием своего взгляда другое зеркало, она рискует при всех любовных сепарациях впасть в депрессию.

Любовная связь, когда сексуальное наслаждение вырвано у женщины ее любовником, позволяет заполнить самый высокий уровень смены объекта, вырывая женщину из ее аутоэротического отношения и от архаической матери и реализовать, таким образом, благодаря новому объекту, все обещания эдипового отца. Анальное подчинение матери, к которой дочь пыталась убежать из-за своего желания иметь пенис, становится тогда либидинальным подчинением любовнику.

Если же мать не дает пенис своей дочери, что, согласно Фрейду, обходится ей появлением агрессивности, то тем более эта мать не может ей дать [и] вагину.

 

«Чего желает женщина?»

Я могу предположить, что именно в наслаждении в отношениях с любовником женщина узнает, что у нее есть настоящий сексуальный орган, -- женские гениталии. Именно любовник приходит для того, чтобы занимать позицию третьего, разделяющего третьего, вырывая женщину из ее архаических отношений с матерью. В ночи времен мужчины должны приходить и вырывать у матерей девочек для ночи женщин, чтобы сделать их «королевами ночи».

Фаллическая организация -- обязательный период становления - должна быть пройдена обоими полами, чтобы достигнуть пары «женское -– мужское», чтобы достигнуть признания и различия между полами в любовных отношениях. Речь идет об опыте инициации и интроекции влечений.

Современные женщины знают или чувствуют, что их «страх женского» не может уменьшиться или успокоиться удовлетворяющим образом в отношениях «фаллического» типа. Они и знают и чувствуют, что не быть рассматриваемыми как женщины, становиться «невидимыми» на улице, не быть желаемыми или же не быть перестать быть более желаемыми мужчиной,, возвращает их к болезненному опыту отсутствия пола или же отрицания женского пола и оживляет их рану маленькой девочки, которую заставили организоваться фаллическим образом при столкновении с попыткой восприятия разницы между полами. Именно тут находится их «страх кастрации».

Сегодня импотенция и фригидность не исчезли вовсе из социальной эволюции.

Однако! Сексуальная свобода, даже если она дала женщинам силу сознательно отличать их эротическое желание от их желания продления рода, не облегчило облегчила их доступа к женскому в сексуальном отношении, а также не дала мужчинам чувства, что в этих отношениях им все еще отведена более значимаяьшая роль. Обеднение Нищета сексуальности выражается в утрате желания, в страхе потери мужественности, в «страхами страхах женского», чрезмерностью чрезмерности анальных защит доминирования, в удерживании на регрессивной, аддиктивной сексуальности, на агировании и т. д. Доходит до радикальной симптоматологии, такой, как сексуальный прагматизм, вагинизм, вплоть до полного отсутствияе сексуальных отношений.

Сейчас существует тенденция связываобъяснять эти феномены лишь с эволюцией морали, которая дала слишком много автономии и власти женщинам, лишая мужчин их мужских привилегий. Можно ли искать причину многих случаев импотенции, фригидности для обоих полов в сделке с «работой женского» , которая нуждается во встрече и поддерживании эротического отношения?

Сегодня «цивилизованная мораль» не та, что была прежде! В наши дни наслаждение стало правом и требованием .

ИЭто не для того, чтобы успокоить страх кастрации мужчин, а потому, что их фаллическая инвестиция, их женская идентификация, их отцовская идентификация не слишком утвержденаутверждены. ОтносительноУ женщин также можно сказать, что их требование оргазма любой ценой развивает прежде всего желание обладаиметь пенисом- фаллосом, а не желание иметь либидинальногоый пениса.

«Мой член леденеет», говорит регулярно пациент, когда его ассоциации приближаются слишком к сексуальному и он ощущает это почти физически. Это в его плоти он ощущает сстрадание, связанное со своей сексуальной жизнью, в своей плоти, он понимает что сексуальность, желание -- это вопрос плоти, а не тела; вопрос , женского, а не женственности. Он говорит, что никогда не имел никакого представления о пенетрации. Это в своей плоти Оон ощущает страданияет в своей плоти, связанные с темот того , что не может с силой ворваться в плоть женщины, которую он любит, с которой он живет, и найти с нейтам удовольствие, но прежде всего доставить ей наслаждение. Он пришел в на сеанс анализа, Он пришел на анализ, ччтобы прийти к концупокончить с этого этим страданиястраданием, чтобы чтобы не продолжать проживать сексуальность вос взаимноым разочарованиием, чтобы обнаружить наслаждение, как свое, так и другого, чтобы столкнуться с женским в себе и в другом, чтобы попробовать пережить опыт инаковости, которая носит имяназывается различием между полами. Совершить пПутешествие, из которого боязно боятся никогда не вернуозвратиться, поскольку это подходит приближается слишком близко к инцесту, к материнской плоти. Он Пациент пошатывается, когда встает с кушетки.

Мужская импотенция, связанная со страхом кастрации, по своей природе -- чисто нарциссическая, фаллическая. Она является наследником детской сексуальной теории, в которой отрицается женское и разница между полами и женское.

Фройд Фрейд имеет имелт смелость уточниять: «чтобы Чтобы стать в любовной жизни по- настоящему свободным и тем самым счастливым, необходимо преодолеть любое уважение к женщине и свыкнуться с представлением об инцесте с мамой или сестрой».

Естественно, что речь идет об фантазматических представлениях -- вне всяческих реальных деструктивных инцестуозных актов -- о фантазмах, которые могут способствовать свободе эротической игры в любовных отношениях. Смелость Фройда в том, что он позволяет нам думать, что психический аппарат может осуществлять, отталкиваясь от этого строгого табу, работу трансформации зон, обреченных на галлюцинирование, в ткань репрезентаций.

И мужчины и женщины постоянно сталкиваются с фаллической защитой, страхом перед архаической матерью и с взаимными завистливыми импульсами и движениями. Гомосексуальные прегенитальные фиксации достаточно сложно преодолеваются.

Импотенция у женщин связана с состоит в невозможностьюи уступить желанию и любовникау. Н,; невозможностью позволитьять себя пенетрировать себя глубже своего тела и своего психизма, невозможностьюе приняимать в себя чужое в себя, не быть побежденной. Н; не перенпереносимостьюосить силыу своего любовника из-за фаллического желания обладать пенисома, то бишьто естьон из-за относится с ненавистиью к либидинальному пенису. « Я не хочу дать ему возможностьудовольствие получиать удовольствие», -- говорит одна из пациенток.

Именно получение обретение любовника наслаждения, подаренное ей любовником может вырвать женщину из ее аутоэротических наслаждений и от ее архаической матери. Именно этот эффект материнского взлома участвует в акте психизации получаемого того, что есть творение наслаждения для обоих полов.

Каково же воздействие материнского наслаждения?

Большое количество маминых любовников у мамы может вызывать у маленькой девочки ненависть к любовным партнерам, к первосцене и к сексуальности, и может привести к появлению тяжелых дойти до сложной истерических симптомови, до фригидностии и до частых соматических декомпенсаций.

Но как пойдут дела, Как жить девочке дальше, если любовник обнаруживается под вуалью целомудренной матери обнаруживается любовник?

В фильме Клинта Иствуда «Мосты округа Медесон» рассказывается о судьбе история женщины «без историй, » -- хорошей жены, хорошей матери. Она Ввстретив на своем пути чает любовника, дарившего ей наслаждениея. В ее жизни произошел полный переворот. Она раздираема на части перед непосильной дилеммой: : уйти к любовнику или же предпочесть остаться с семьей, , то что она и сделалает, но при этом сильно страдает. 15 лет спустя после ее смерти, двое ее уже взрослых и семейных детей обнаруживают дневник своейих матери-любовницы. Их Разная реакции отличаютсяя -- сын разгневан, дочька потрясена. Однако, Но вскоре в их жизни произошлийдут изменения. Т, так как обе пары в то время находилисьятся в конфликте, в шаге от разрыва, но после прочитав дневник матери,этого они вновь воспылалиют друг к другу любовью. Мать – -любовница, таким образом, подтолкнула своих детей к новому всплеску либидинальной волны.

 

Вместо выводов

«Несомненно, половая любовь составляет одно из основных содержаний жизни, и объединение душевного и телесного удовлетворения в любовном наслаждении является прямо-таки одной из ее кульминаций. Все люди, вплоть до немногих взбалмошных фанатиков, знают об этом и в соответствии с этим устраивают свою жизнь; и только в науке стесняются это признать», -- заявляет З. Фрейд.

Сексуальное (половое) наслаждение является настоящим психическим творением. Никакое другое событие в жизни взрослого не может сравниться с отношениями, доставляющимием наслаждениея, которое являющимиется одним из сильнейших средств, способнымое вводить помещать человекаческое в прямой контакт с самыми глубокими слоями психической жизни, где суверенно царствует первичный процесс. Ни бред, ни даже сон не дают такой этот опыт мгновенного упразднения всякойей бдительности, какой дает сексуальноего наслаждениея.

Я предлагаю говорить о взрослой сексуальности скорее, чем о «взрослой генитальности», термин, который имеет отношение также и к продолжению рода. Именно эта взрослая сексуальность является самой сложной, самой яростнойнасильственной, она мобилизующаяет больше всего анальные и фаллические защиты, что можно было бы назвать «отказом от женственности». Потому, что требует усилий разработок «Я» перед постоянным давлением либидо, в сексуальности. ??? Именно сила этого опыта может стать фронтом, который противостоит ???? насилию регрессивного присвоения архаической матерью и влечением к смерти, обе эти тенденции ведут к недифференциации.

Господство мужчин, неопровержимоые явление в организации любых обществ, отправляет, с психоаналитической точки зрения, к необходимости отцовского фаллического функционирования, символического,, который устанавливаяет закон, который позволяющийет отцу отделиять ребенка от матери и застаподготовитьь его к войти в социальнойую жизниь.

Смущает только вопрос об , устанавливание установлениие того, в каком что именно вместе этомт «отказе от женского» является составляет общимее в место человеческомго поведениия и принимает участие в формировании разработке их психикического происхождения, - в точке, в которой Фройд предложил фаллоцентрическую теорию психосексуального развития, и в которой Лакан сделал из фаллоса центрального означающего сексуальностиции, желания и наслаждения. Эта детская сексуальная теория об едином сексуальном органе, о фаллическом пенисе сформирована для того, чтобы обеспеченияить сильнойую защитыу перед лицом обнаружения разницы между полами, перед Эдипомэдиповым комплексом.

Но как понять, что почему этот «отказ от женского» имеет такое значение и такую важнонастойчивость? Можно ли думать, что то, что всегда угрожает политическому, социальному, религиозному порядку, связано со способностью касается силы деторождения у женщин, но еще больше – с их эротические эротическими возможностивозможностями? И связано ли это с тот фактом, что существуетесть риск интерпенетрировать мать в женщине и женщину внутри матери?

Положение женщин является зеркалом структуры и истории определенной цивилизации, опорой и показателем изтого, что мененийяется в обществе, симптомом кризисов и игрой силы между полами, эмблемой всех равноправий. Насколько в социальных, политических, экономических областях борьба за межполовое равноправие важна и постоянна, настолько же она непродуктивна, вредна в сексуальной области, потому, что тут она рискует столкнуться с упразднением различия между полами. Тут следует быть настороже возбужденным, из-за антагонизма между защитами «Я» и либидо.

В обществе, которое становится все менее и менее эдиповым, которое стремящемуится к отрицанию разницы между поколениями и между полами, творческая сексуальность желанна для мира, который сталкивает нас с все более и более оператуарными или первертными формами сексуальности, с деструктивным насильственным наслаждением, с дегуманизацией и деградацией индивида, с ростом сил власти.

В противоположность паре фаллическое-кастрированное, которое поддерживает социальную организацию и ее отношения с властью, формирование отношения пары «мужское-женское» является психическим творением. Признание и столкновение инаковости в различии между полами определяет способ и качество сексуальных, эмоциональных и сексуальных отношений, которые устанавливаются между мужчиной и женщиной, и свидетельствующиет о « работе культуры» . (kulturarbeit).

 

 

раздел "Статьи"

 

Цви Лотан. В защиту Сабины Шпильрейн

Габриеэле Паскуале. Место чувства юмора во время сеансов.

Ален Жибо "Французский подход к первичному интервью"

Васcилис Капсамбелис "Психотическое функционирование"

Рене Руссийон "Работа символизации"