Институт Психологии и Психоанализа на Чистых прудахЭдвард Мунк

Ф.* "О предыстории аналитической техники" 1920г.

* - При первом издании эта работа вышла анонимно и была помечена только буквой «F».

 

В новой книге Хэвлока Эллиса, заслуженного исследователя сексуальности и благородного критика психоанализа, озаглавленной «The Philosophy of Conflict and Other Essays in Wartime», Second Series, Лондон, 1919, имеется статья «Psycho-Analysis in relation to sex», в которой он старается доказать, что труд создателя анализа нужно расценивать не как часть научной работы, а как художественное творчество. У нас есть все основания усматривать в этом мнении новую форму сопротивления и отвержение анализа, хотя и замаскированное любезной, даже слишком местной манерой. Мы склонны самым решительным образом на это возразить.

И все же не это возражение побудило нас обратиться к эссе Хэвлока Эллиса, а тот факт, что благодаря своей большой эрудиции он сумел указать автора, который использовал и рекомендовал, хотя и в других целях, свободную ассоциацию в качестве технического приема и, стало быть, в этом отношении вправе именоваться предшественником психоаналитиков. «В 1857 году, - пишет Хэвлок Эллис, - доктор Дж.Дж. Гарт Уилкинсон, больше известный как поэт и мистик направления Сведенборга, чем как врач, опубликовал томик тонически рифмованных мистические стихотворений, созданных якобы новым методом, который он называет "impression".

"Выберите тему, - говорит он, - или запишите ее; как только это произошло, первую мысль (impression upon the mind), которая появляется после написания заголовка, можно рассматривать как начало разработки темы, независимо от того, насколько странным или не относящимся к ней может показаться данное слово или предложение". "Первое движение духа, первое слово, которое приходит на ум, и есть результат стремления углубиться в данную тему".

Человек последовательно продолжает действовать этим методом, и Гарт Уилкинсон говорит: "Я всегда находил, что словно благодаря безошибочному инстинкту он ведет к сути дела". Эта техника, по мнению Уилкинсона, соответствовала доведенной до предела раскрепощенности, требованию проявить себя, адресованному самым глубоким, бессознательным побуждениям. Волю и размышление, - призывал он, - надо оставить в стороне; нужно довериться вдохновению (influx), и при этом можно увидеть, что умственные способности направляются на неизвестные цели».

«Нельзя не отметить, что, хотя Уилкинсон был врачом, он применял эту технику в религиозных и литературных целях, но никогда - в медицинских или научных; однако легко можно увидеть, что в сущности - это психоаналитическая техника, которая здесь избирает объектом собственную персону, еще одно доказательство того, что метод Фрейда - это метод художника (artist)».

Знатоки психоаналитической литературы вспомнят здесь прекрасное место в переписке Шиллера с Кёрнером 1, где великий поэт и мыслитель(1788) советует тому, кто хочет быть продуктивным, обращать внимание на сами собой приходящие в голову мысли. Можно предположить, что якобы новая техника Уилкинсона представлялась уже многим другим, а ее систематическое применение в психоанализе покажется нам не столько доказательством художественной сущности Фрейда, сколько следствием его убежденности, которой он придерживался чуть ли не как предрассудка, во всеобщей детерминации всех душевных событий.

В таком случае принадлежность свободно возникающей мысли к фиксированной теме оказалась ближайшей и наиболее вероятной возможностью, которая подтверждается также опытом психоанализа, если только чрезмерные сопротивления не делают неузнаваемой предполагаемую взаимосвязь. Между тем можно с уверенностью предположить, что ни Шиллер, ни Гарт Уилкинсон психоаналитической техники. Более личное отношение, похоже, вырисовывается с другой стороны.

1 Обнаруженное О. Ранком и процитированное в «Толковании сновидений» (1900а) [в издании 1909 года, Studienausgabe, т.2, с. 122-123].

Недавно доктор Гуго Дубовиц из Будапешта обратил внимание доктора Ференци на небольшую, объемом всего в 4 1/2 страницы статью Людвига Бёрне, написанную в 1823 году, вторая опубликована в первом томе его «Собрания сочинений» (издание 1862 года). Она озаглавлена «Искусство стать за три дня оригинальным писателем» и содержит известные особенности стиля Жана Поля, перед которым Бёрне тогда преклонялся.

Она заканчивается словами: «И здесь следует обещанное полезное применение. Возьмите несколько листов бумаги три дня подряд без фальши и лицемерия записывайте все, что приходит вам в голову Пишите, что думаете о самом себе, о своих женщинах, о турецкой войне, о Гёте, об уголовном процессе Фонкса, о страшном суда о своих начальниках - и по прошествии трех дней вы будете вне себя от удивления, какие новые, невероятные мысли возникали у вас. Это и есть искусство за три дня стать оригинальным писателем!».

Когда профессора Фрейда побудили прочесть эту статью Бёрне, он сделал ряд сообщений, которые могут иметь большое значение для затронутого здесь вопроса о предыстории психоаналитического применения свободных ассоциаций. Он рассказал, что в четырнадцать лет получил в подарок сочинения Бёрне, и сегодня, пятьдесят лет спустя, по-прежнему обладает этой книгой - единственной оставшейся у него с юных лет. Этот писатель был первым, в произведения которого он углубился. Он не может вспомнить статью, о которой здесь идет речь, но другие статьи, включенные в этот том, как-то: «Речь, посвященная памяти Жана Поля», «Столовые художник»,«Глупец на белом лебеде» - долгие годы без видимой причины снова и снова всплывали в его памяти.

Особенно он был удивлен, когда в указании, как стать оригинальным писателем, обнаружил высказанными несколько мыслей, которые он сам всегда вынашивал и отстаивал, к примеру: «Всех нас удерживает постыдная трусость думать. Тягостнее, чем цензура правительств, - цензура, которую общественное мнение осуществляет над творениями нашего духа». (Здесь, прочем, упоминается «цензура», которая вернулась в психонализе как цензура сновидения…) «Не духа, а характера недостает большинству писателей, чтобы Искренность - источник всей гениальности, и люди были бы умнее, если бы были нравственнее…»

Поэтому мы не исключаем возможность того, что это указание раскрыло ту часть криптомнезии, которую в столь многих случаях можно подозревать за кажущейся оригинальностью.

 

Раздел "Статьи"

 

 

 

"Психическое лечение (душевное лечение)"

"О «диком» психоанализе"

"О правомерности выделения из неврастении «невроза страха»"

"О психотерапии истерии"

"О динамике переноса"

"Психоаналитическая техника"